Статья
Институционально-содержательная трансформация российского высшего образования после выхода из единой образовательной зоны «Болонского процесса» и в соответствии с национальными интересами и академическими традициями, обновленные требования и подходы к профессиональной подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта весьма зримо повышают роль и значимость качественной подготовки кадрового потенциала в этой области. Одними из ресурсов в решении этой задачи являются модернизация учебно-исследовательской и научно-поисковой деятельности студентов в вузе, инновирование ее содержания, а также поиск современных механизмов привлечения обучающихся к научному поиску. Данные обстоятельства определяют актуальность нашей статьи.
Цель исследования – определить и обосновать комплекс перспективных трендов, направленных на активизацию участия будущих учителей физической культуры в научно-исследовательской, практико-ориентированной деятельности в университете спортивного профиля.
Методы и организация исследования. Использован комплекс подходов, включающий системный, аксиологический и компаративный подходы. Материалами исследования послужили также ранние научные изыскания авторов: разработка современной парадигмы физкультурного образования в вузах и компаративный анализ международных проектов обеспечения социальной безопасности молодежи, являющиеся основой для организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе спортивного профиля и определения ее актуального содержания. Использованы теоретические методы: системный и компаративный анализ, обобщение; из эмпирических методов - «включенное» наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование. В исследовании принимали участие бакалавры 3-4-го курсов и магистранты 1-2-го курсов направления подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование», а также преподаватели кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта Поволжского ГУФКСиТ.
Результаты исследования и их обсуждение. Актуализированы роль и значимость участия будущих учителей физической культуры в практико-ориентированной научно-исследовательской деятельности для формирования у них проектно-исследовательских компетенций и исследовательского типа будущей профессиональной деятельности. Дана характеристика системы научно-исследовательской деятельности студентов в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ), в частности, на кафедре педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта. Проведен научный обзор современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по данному направлению. Определены особенности организации научно-поисковой и исследовательской деятельности будущих учителей физической культуры. Обоснованы проблемные вопросы в организации данной деятельности на основе анкетирования студентов и анализа источников. Представлена характеристика основных направлений и трендов данной деятельности в современных условиях.
Заключение. Определены актуальные тренды развития и организации научно-исследовательской работы будущих учителей физической культуры при эффективном психолого-педагогическом сопровождении этой деятельности со стороны преподавателей университета.
- Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России: монография / С. В. Алексеев, М. Я. Виленский, Р. Г. Гостев [и др.]; науч. ред. А. В. Лотоненко, С. И. Филимонова. – Москва: Еврошкола; Воронеж: РИТМ, 2017. – 500 с. – Текст: непосредственный.
- Асташова Н.А. Аксиологические основы организации индивидуального подхода в образовательном процессе вуза // Вестник Брянского государственного университета.2010. № 1. С. 36-39.
- Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психолого-педагогический феномен //Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 48-67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.03
- Блауберг И.В., Юдин Э.П. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
- Бурганов Р.Т. Современная парадигма физкультурного образования в вузах - компетенции или физическое развитие / Р. А. Юсупов, Р. Т. Бурганов, Б. А. Акишин, Г. А. Закирова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Казань, 13–14 ноября 2020 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2020. – С. 24-27.
- Гусева А.И. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха. Высшее образование в России. 2022; 31(1): 42-58.
- Дэн Тао. Новые тенденции развития высшего образования КНР в условиях пандемии COVID-19 // Казанский педагогический журнал. – 2023. – № 1 (156). – С. 187-195.
- Карамурзов Б.С., Горячко В.В., Зернов В.А. Будущее университетов и университеты будущего // Высшее образование сегодня.2021. №9-10.С. 2-14.
- Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 61-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-61-89
- Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Эволюция трендов образования и новые шаги развития университета // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2023. – № 2. – С. 107-116.
- Маклакова Е.В. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах западной Европы : автореф. дисс. … д-ра пед. наук :13.00.01 / Маклакова Елена Владимировна. – Москва, 2009. – 36 с.
- Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник ВГУ. Серия Проблемы высшего образования. 2018.№3. С. 13-28.
- Погребняк Н.Н. Тенденции развития научно-исследовательской деятельности студентов в европейских странах (начало XXI века) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 5.8.1 / Погребняк Наталия Николаевна. – Казань, 2022. – 40 с.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 29 февраля 2024 г. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=lusgavud…
- Пружинин, К. Н. Диверсификация развития профессиональной подготовки педагогического работника в области физической культуры и спорта в условиях непрерывного образования / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. – Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9. – С. 92-96.
- Трегубова, Т. М. Адаптационно-образовательный потенциал лучших практик профессионального развития педагогов: взгляд компаративиста/ Т. М. Трегубова, А. С. Кац // Качество педагогического образования в условиях современных вызовов : Сборник научных трудов IX Международного форума по педагогическому образованию. Казань, 24-26 мая 2023 года. – Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. – С. 167-173.
- Трегубова, Т. М. Компаративный анализ международных проектов обеспечения социальной безопасности молодежи / Т. М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 5(124). – С. 61-65.
- Худжамбердиев Ч.Т. Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам / автореф. дис. … к.п.н.: 13.00.01// Худжамбердиев Чори Турсунович Душанбе, 2004. 32с.
- Albert G. Z. Hu. Public funding and the ascent of Chinese science: Evidence from the National Natural Science Foundation of China. Research Policy. 2020; 49(5).
- Bromley, A. P., Boran, J. R., & Myddelton, W. A. Investigating the baseline skills of research students using a competency-based self-assessment method // Active Learning in Higher Education/ 2007. No.8(2). P. 117-137. https://doi.org/10.1177/1469787407077992
- Hichcliffe R., Bromley T., Hutchinson S. Skills training in research degree programs: politics and practice. Open University Press, 2007. 208 p.
- Simon, F. C. Soft skills, hard skills, and the black/white wage gap / F. C. Simon, W. Xiangdong, Z. Junsen. – Text: direct // Economic Inquiry. – 2017. – No. 2. – P. 1032-1053.