Статья
Цель исследования – выявить особенности характеристик физического развития студенток III функциональной группы здоровья с заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
Организация и методы исследования. Студентки III функциональной группы (СМГ) здоровья (288 девушек) имели незначительные отклонения в состоянии здоровья и участвовали в мониторинге физического развития, который проходил дважды в учебном году (сентябрь и май).
Определялись антропометрические (рост, вес, окружность грудной клетки – ОГК) и физиометрические (ЧСС, артериальное давление, динамометрия, пробы Мартинэ-Кушелевского, Штанге, Генчи) показатели.
С целью сравнительной оценки и контроля за состоянием студенток СМГ в тестировании также принимали участие 119 девушек первой функциональной группы здоровья.
Результаты исследования и их обсуждение. Получено, что студентки СМГ имеют более низкие результаты физического развития, особенно девушки с наличием эндокринной патологии, что характеризует возникновение у них проблем с физическим здоровьем.
Заключение. При проведении занятий со студентками СМГ на кафедре физической культуры требуется применение индивидуализированного подхода и корректировки учебных программ их обучения в вузе.
- Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. – М., 1983. – 199 с.
- Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попов; под общ. Ред. Г. Л. Апанасенко. – Киев : Здоровье, 2000. – 73 с.
- Баевский, Р. Н. Валеология и проблема самоконтроля в экологии человека : уч. метод. пособие в 2 частях / Р. Н. Баевский, А. П. Берсенёва, А. Л. Максимов. – Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 1996. – 55 с.
- Белов, В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. 2-е изд. / В. И. Белов. – М. : Химия, 1994. – 400 с.
- Быков, Е. В. Современные прогрессивные модели и концепции, направленные на укрепление здоровья учащихся / Е. В. Быков [и др.]. Мат. Межд. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2002. – С. 96-99.
- Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – М. : КНОРУС, 2012. – 240 с.
- Герасимова И.Н., Ларина М.В., Лебединский В.Ю., Сидорова И.Ю. Физическое развитие и физическая подготовленность детского населения г. Иркутска: монография : в 3 кн. / под ред. профессора В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. Кн. 1. Дошкольники. –142 с.
- Данияров, С. Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации студентов / С. Б. Данияров, В. В. Соломенкин, И. Г. Крыков // Психологический журнал. – 1989. – № 8. – С. 15-23
- Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S – С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114
- Зотова, Ф. Р. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы / Ф. Р. Зотова, И. Ф. Файзуллин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – №. 1. – С. 32-38.
- Лебединский, В. Ю. Мониторинг здоровья субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья» : монография / Под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В. Ю. Лебединского.– Иркутск : изд-во ИрГТУ, – 2008-268 с.
- Лебединский, В. Ю. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе : учеб. Пособие / под ред. проф. В. Ю. Лебединского, доц. Э. Г. Шпорина. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2013. – 302 с.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Тяпин, А. Н., Практический опыт использования мониторинга физической подготовленности детей и учащихся г. Москвы / А. Н. Тяпин, Ю. П. Пузырь, И. С. Решетников // Опыт работы в субъектах РФ по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи : Сб. науч. тр / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту; Всерос. НИИ физ. культуры. – М., 2002. – С. 38-46.
- Харитонов, В. И. Факторный анализ и его структура в физическом развитии детей 6-10-летнего возраста / В. И. Харитонов // Образование, здравоохранение, физкультура и спорт. – Челябинск : Из-во ЮУрГУ, 2003. – С. 16-20.
- Шпорин, Э. Г. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона /Ж. Г. Шпорин, В. Ю. Лебединский, М. М. Колокольцев // Вестник ИрГТУ. Иркутск. – 2011. – № 8. – С. 332-337.
- Andersen K.L., Rutenfran I., Masironi R. Habitual physical activity and health / Copenhagen: WHO, 1978. –199 p.
- Gardus D. Overview: Health and the Planning of Health Care System / D. Gardus, R.M. Thrall // Prev. med. – 1977. – № 1. – P. 134-172.
- Gibala, M. Physiological and Health-Related Adaptations to Low-Volume Interval Training: Influences of Nutrition and Sex / M. Gibala, J. Gillen, M. Percival. – doi: 10.1007/s40279-014-0259-6 // Sports Medicine. – 2014. – 44(S2). – Р. 127-137.
- Haskell W.L., Blair S.N. The physical activity component of health promotion in occupational settings // Public Health Rep. 1980. V. 95. P. 109-118.
- Powell K. E. Physical activity chronic disease / K. E. Powell, C. J. Caspersen, J. P. Koplan, et al // Amer. J. ClinNutr. – 1989. – V. 49, № 5, Suppl. – P. 999-1006.
- The effect of whole-body high-intensity interval training on heart rate variability in insufficiently active adults / P. Songsorn, K. Somnarin, S. Jaitan, A. Kupradit // Journal of Exercise Science & Fitness, 2021, no. 20. DOI: 10.1016/j.jesf.2021.10.003.