Навигация

Статья

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРЕНИРОВКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТЕ. ОБЗОР (0.34 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Лях Владимир Иосифович
Левушкин Сергей Петрович
Аннотация:

Цель исследования: выполнение литературного обзора, посвященного изучению природы и развития координационной компетентности специалистов в области спорта для создания и совершенствования методологии развития координационных способностей юных и высококвалифицированных спортсменов. 

Результаты исследования. Физиологические предпосылки тренировки координационных способностей (КС) спортсменов основаны на нейрофизиологических субстратах, которые более подробно выявлены в течение последних десятилетий с использованием методов углубленных исследований.  В результате были определены истоки нейрорегуляции основных координационных способностей. За проявление этих способностей и их повышение после целенаправленной координационной тренировки отвечают различные корковые центры, мозжечок и гиппокамп. Значение разных психофизиологических функций в структуре КС зависит от многих факторов: сложности КС, возраста, пола, индивидуальных различий и др.

Заключение. Выполненный литературный обзор позволяет объективизировать данные, относящиеся к физиологическим и психофизиологическим основам целенаправленной координационной тренировки в спорте. Анализу подверглись результаты, полученные не только на основании традиционных методов оценки психофизиологических функций, но и на основании использования современных неинвазивных методов исследования. Представленные в работе данные включают в себя участие нервной регуляции, проприоцептивный ввод, когнитивные навыки и общие тенденции долгосрочной адаптации к координационным тренировкам. В статье обозначено значение различных психофизиологических функций (в сенсомоторной, перцептивной и интеллектуальной сферах), определяющих проявление и развитие разных КС.

Список литературы:
  • Бернштейн, Н. А. О построении движений. – М. : Медгиз, 1947 
  • Лях, В. И. Адаптационные возможности детского организма к деятельности в условиях внезапного изменения обстановки / В. И. Лях // Физиология человека. – 1976. – № 1. – С. 121-127.
  • Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. – Минск : Полымя, 1989. – 160 с.
  • Филиппович, В. И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества / В. И. Филиппович // Теория и практика физической культуры. – 1973. – № 2. – С. 58-62. 
  • Afonso V., Garganta Y., Mesquita I. Decision-making in sports: the role of attention, anticipation and memory. Rev Bras Cineantropom, 2012. on. 14(5). – рр. 592-601.
  • Bernstein N.A. The co-ordination and regulation of movements. Oxford: Pergamon Press, 1967.
  • Bullock S., Jones B., Gilchrist J. et al. Prevention of physical training-related injuries: recommendations for the military and other active populations. Am J Prev Medicine, 2010. on. 38(1 Suppl). – рр. 156-181.
  • Gold J., Shadlen M.N. The neural basis of decision making. Annual Rev Neuroscience, 2007. on. 30. – рр. 535-574.
  • Granit R. The basis of motor control. Academic Press, London and New York, 1970.
  • Hrysomallis C. Balance ability and athletic performance. Sports Med., 2011. on. 41(3). – рр. 221-232.
  • Issurin V., Lyakh V. Coordination abilities of athletes. Ultimate Athlete Concepts, Michigan; 2019.
  • Knapik J., Hauret K., Arnold S. et al. Injury and fitness outcomes during implementation of physical readiness training. Intern J Sports Medicine, 2003. on. 24(5). – рр. 372-381. 
  • Koen A., Lemmink P., Visscher C. Effect of intermittent exercise on multiple-choice reaction time of soccer players. Perceptual and Motor Skills, 2005. on. 100. – рр. 85-95.
  • Ljach W., Witkowski Z. Development and training of coordination skills in 11- to 19-year-old soccer players. Hum Physiol, 2010. on. 36(1). – pp. 64-71.
  • Lyakh V. Coordination abilities: evaluation and development. Moscow: Division Publisher; 2006.
  • Martin L.A., Goldowitz D., Mittleman G. The cerebellum and spatial ability: dissection of motor and cognitive components with a mouse model system., 2003. on. 18(7). – рр. 2002-2010.
  • Monsalve-Mercado M., Leibold C. Hippocampal spike-timing correlations lead to hexagonal grid fields. Physical Review Letters, 2017. on.  119(3). – рр. 038101.
  • Moreau D., Mansy-Dannay A., Clerc J. Enhancing spatial ability through sport practice: evidence for an effect of motor training on mental rotation performance. J Individual Differences, 2012. on. 33(2). – рр. 83-88.
  • Oliver J., Meyers R. Reliability and generality of measures of acceleration, planned agility, and reactive agility. Intern J Sports Physiol Performance, 2009. on. 4. – рр. 345-354.
  • Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Kształtowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Katowice: AWF Krakow, 2003. 
  • Proske U., Gandevia S.C. The kinaesthetic senses. J Physiol, 2009. on. 587(Pt 17). – рр. 139-146.
  • Schubert M., Beck S., Taube W. et al. Balance training and ballistic strength training are associated with task-specific corticospinal adaptations. Eur J Neuroscience, 2008. on. 27. – рр. 2007-2018.
  • Serpell B., Young B., Ford M. Are the perceptual and decision-making components of agility trainable? A preliminary investigation. The J Strength Cond Research, 2011. – рр. 1240-48.
  • Sheppard J., Young W. Agility literature review: Classifications, training and testing. J Sports Sci., 2006. on. 24(9). – рр. 919-932.
  • Shrager Y., Bayley P., Bontempi B. et al. Spatial memory and the human hippocampus. Proc Natl Acad Sci USA, 2007. on. 104(8). – рр. 2961-2966.
  • Sommer M., Häger C., Rönnqvist C. Synchronized metronome training induces changes in the kinematic properties of the golf swing. Sports Biomechanics, 2014. on. 2. – рр. 1-16. 
  • Taube W., Gruber M., Gollhofer A. Spinal and supraspinal adaptations associated with balance training and their functional relevance. Acta Physiol., 2008. on. 193(2). – рр. 101-116.
  • Thaut M., Trimarchi P., Parsons M. Human brain basis of musical rhythm perception: common and distinct neural substrates for meter, tempo, and pattern. Brain Sci, 2014. on. 4. – рр. 428-452.
  • Vogel JJ, Bowers CA, Vogel D. Cerebral lateralization of spatial abilities: a meta-analysis. Brain Cogn, 2003. on. 52(2). – рр. 197-204.
  • Yarrow K., Brown P., Krakauer D. Inside the brain of an elite athlete: the neural processes that support high achievement in sports. Neuroscience, 2009. on. 10. – рр. 585-596.
  • Zech A., Hübscher M., Vogt L. et al. Balance training for neuromuscular control and performance enhancement: a systematic review. J Athl Train, 2010. on. 45(4). – рр. 392-403.