Статья
В статье представлен фрагмент масштабных исследований, проводимых в Воронежской государственной академии спорта (далее – ВГАС) и нацеленных на научное обоснование коррекции основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – ОПОП ВО) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Полный спектр исследований пошагово включает: 1) выявление потребностей Воронежской области в реализации трудовых функций работниками сферы физической культуры и спорта; 2) определение востребованных в регионе профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта; 3) исследование междисциплинарной подготовленности студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Результаты первых двух этапов исследования опубликованы ранее [3-6]. Результаты третьего этапа публикуются впервые.
Цель исследования состоит в определении эффективных подходов к коррекции ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» на основании дифференцированного анализа данных о междисциплинарной подготовленности студентов, обучающихся по указанной программе.
Методы и организация исследования. Исследование осуществлялось во втором семестре 2020-21 уч. г. и включало: предварительную разработку содержания контрольных испытаний, проведение контрольных испытаний, математическую обработку и анализ полученных данных. Междисциплинарные контрольные испытания состояли из трёх частей: 1) теоретические контрольные испытания (категория «Знания»); 2) контрольные испытания по выявлению методических умений в обучении базовым видам спорта (категория «Умения»); 3) контрольные испытания по выявлению практических навыков подготовки и проведения учебно-тренировочного занятия по базовому виду спорта (категория «Навыки»). В исследовании приняли участие 42 студента. В качестве основных методов исследования использованы: контрольные испытания, опрос в виде анкетирования, экспертная оценка, методы математической статистики, анализ, обобщение, систематизация.
Результаты исследования. Результаты междисциплинарных контрольных испытаний студентов ВГАС, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», показали удовлетворительный уровень теоретической, методической и практической подготовленности. Установлено, что в теоретическом плане основные затруднения связаны с усвоением материала дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, а также дисциплин менеджмента, экономики, права. В отношении методико-практической подготовленности основные затруднения связаны с дефицитом знаний нюансов педагогической работы в сфере физической культуры и спорта и отсутствием соответствующего опыта.
Заключение. Большинство проанализированных показателей междисциплинарной подготовленности студентов ВГАС реализованы в среднем на 50-60%, что не является безупречным результатом, поскольку при переводе в академические баллы данный уровень в основном соответствует оценке «удовлетворительно». Это позволяет сделать вывод, что при коррекции ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» целесообразно внести соответствующие изменения в содержательную часть программы, касающуюся учебного плана, помещённых в него дисциплин, а также очерёдности их изучения и порядка освоения.
- Васильева В.Д. К вопросу об онтогенезе модели специалиста в русле эволюции образовательных стандартов / В.Д. Васильева // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2023. №3. С. 10-16.
- Савельева Л.А. Оценка умения проводить урок физической культуры с использованием средств гимнастики / Л.А. Савельева // В сборнике: Итоговая науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2021 год, посвящ. Дню российской науки. СПб: НГУ имени П.Ф. Лесгафта, 2022. С. 211-216.
- Сопоставление взглядов руководителей и специалистов сферы физической культуры и спорта Воронежской области на реалии и перспективы подготовки физкультурных кадров для региона / А.В. Сысоев, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева [и др.] // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81). С. 33-45.
- Сопоставление специфики физкультурно-спортивной деятельности некоторых категорий населения Воронежской области / А.В. Сысоев, Д.И. Войтович, Е.Н. Ирхина [и др.] // Мир образования – образование в мире, 2022. №1(85). С. 88-104.
- Статистический обзор учреждений, реализующих деятельность в сфере физической культуры и спорта в Воронежской области / А.В. Сысоев, Е.Н. Ирхина, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева // Культура физическая и здоровье, 2023. №3(87). С. 28-40.
- Сысоев А.В. Обоснование приоритетных для Воронежской области профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта / А.В. Сысоев // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2023. №3(70), С. 260-274.
- Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ / Р.Н. Бахтизин, О.А. Баулин, Р.М. Мазитов, Н.А. Шайхутдинова // Высшее образование в России, 2019. Т.28. № 5. С. 104-110.
- [Электронный ресурс]. – ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 29.08.2023).
- [Электронный ресурс]. – Физическая культура и спорт. Профессиональные стандарты. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/docs/index/2/5 (дата обращения: 24.07.2023).
- Dodge T. M., Mitchell M. F., Mensch J. M. Student retention in athletic training education programs // Journal of athletic training, 2009. Т. 44. № 2. pp. 197-207.
- Mensch J. M., Ennis C. D. Pedagogic strategies perceived to enhance student learning in athletic training education // Journal of athletic training, 2002. Т. 37. № 4. pp. 199.
- Molly M. Figgins, Kathryn J. DeShaw. Student perceptions of integrating interprofessional education and overcoming barriers: a case report // Athletic Training Education Journal, 2023. № 18(2). pp. 1-7. doi.org/10.4085/1947-380X-22-079
- Skitnevskiy V.L., Sedov I.A., Reva V.A., Novozhilova Ju.S., Lebedkina M.V., Reutova O.V. Labor market analysis as related to physical culture specialist training // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2. С. 577.