Статья
Цель исследования: провести сравнительный анализ результатов мониторинга двигательной активности и физического развития дошкольников.
Методы и организация исследования. В мониторинге, проведенном в марте-мае 2023 г., принял участие 451 воспитанник ДОО №№ 69,64,53,74,76 г. Белгорода: младшие дошкольники – 207 детей в возрасте 3-4-х лет (95 девочек, 112 мальчиков), старшие дошкольники – 244 ребенка в возрасте 5-7-ми лет (120 девочек, 124 мальчика).
Методы исследования: шагометрия, хронометраж, пульсометрия, методы антропометрии, методы математической статистики. Оценивали во время прогулок показатели двигательной активности детей: время, объём двигательной деятельности в шагах и ее интенсивность.
Результаты исследования и их обсуждение. Продолжительность двигательной активности на прогулках у обследованных детей младшего дошкольного возраста составила от 20 до 80 мин. в день, у детей старшего дошкольного возраста – от 60 до 120 мин. Дети младшего дошкольного возраста совершали от 805 до 5751 движений, дети старшего дошкольного возраста – от 1800 до 5800 шагов. Среди детей младшего дошкольного возраста в каждой из трех групп с разной двигательной активностью оказалось примерно по трети всех обследованных, как среди девочек, так и среди мальчиков. Средние величины массы тела, роста и окружности грудной клетки практически у всех детей младшего и старшего дошкольного возраста находятся в пределах средних возрастных норм. У детей 1–й и 4–й групп (девочки и мальчики), т.е. с низкой активностью, весо-ростовые параметры оказались ниже возрастной нормы, а у мальчиков 3-й группы – выше нормы. У девочек 5-й группы (средний уровень двигательной активности) показатели окружности грудной клетки оказались выше возрастной нормы.
Заключение. В группах детей и младших, и старших дошкольников с высоким уровнем двигательной активности было больше детей с показателями, соответствующими возрастным нормам. Исследования двигательной активности детей на прогулке в детском саду еще раз подтвердили наличие проблем гипер- и гипоакгивности в среде дошкольников и востребованность новых педагогических подходов к ее регулированию. Соответствующие возрасту показатели объема двигательной активности определены у 34,7% девочек и 37,5% мальчиков младшего дошкольного возраста, а также у 38,3% девочек и 41,1% мальчиков старшего дошкольного возраста.
- Волошина, Л. Н. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, О. Г. Галимская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2020. – № 5(1). – С. 27-34.
- Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л. А. Парамонова. – 6-е изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
- Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте / О. Г. Климченко, Е. В. Тимченко. // Молодой ученый. – 2021. – № 11.1 (353.1). – С. 68-70.
- Черная, Н. Л. Нормативы оценки антропометрических показателей у детей от 0 до 19 лет в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Издание 2-е, дополненное / Н. Л. Черная, Г. С. Маскова, В. М. Ганузин, Е. В. Шубина, О. Б. Дадаева. – Ярославль. – 2018. –116 с.
- Родин, Ю. И. Принципы здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2021. – № 1. – С. 34-43.
- Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М. : Мозаика – Синтез, 2004–256 с.
- Battaglia G. et al. The development of motor and pre-literacy skills by a physical education program in preschool children: a non-randomized pilot trial //Frontiers in psychology. – 2019. – Т. 9. – С. 2694.
- Jun, J., The effect of physical activity intensity on the growth and development of 3-6 years old preschool children / J. Jun, L. Yanling // International Journal of Electrical Engineering and Education. – 2023;60(1_suppl):2685-2696.
- Lundy, A., Effects of Active Outdoor Play on Preschool Children’s on–Task Classroom Behavior / A. Lundy, J. Trawick–Smith // Early Childhood Education Journal. – 2021. – 49 (3), pp. 463-471.
- Schwarzfischer, P. Effects of screen time and playing outside on anthropometric measures in preschool aged children. / P. Schwarzfischer, D. Gruszfeld, P. Socha, V. Luque, R. Closa-Monasterolo, D. Rousseaux, M. Moretti, A. Re Dionigi, E. Verduci, B. Koletzko, V. Grote // PLoS ONE. – 2020. – 15 (3).
- Voloshina L.N., Effect of motor activity on physical readiness indicators of preschoolers with visual impairment / L.N. Voloshina, V.L .Kondakov, E.N. Kopeikina, V. Potop, V. Manolachi // Journal of Physical Education and Sport. – 2022, 22(1): 174-179.
- Voloshina, L.N. Physical activity in preschoolers’ values system: questionnaire survey / L.N. Voloshina, V.L Kondakov, E.N. Kopeikina, T.V. Savelyeva // Theory and practice of physical culture. – 2021. 4:84-86.