Навигация

Статья

ПРИКЛАДНАЯ ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИАТЛОН» В ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (0.34 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Румба Ольга Геннадьевна
Павлова Анна Дмитриевна
Аннотация:

В статье представлены результаты лабораторного эксперимента по включению в содержание занятий по пулевой стрельбе прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» (далее – ИБ). ИБ относится к динамическим играм преследования «СОНОР», развиваемым в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) с 90-х гг. ХХ века. Прикладной аспект игры состоит в том, что её участники обозначают свои передвижения по игровому полю выстрелами из пневматической винтовки по допустимым для совершения хода ячейкам. На этапе замысла эксперимента предполагалось, что варьирование мишеней в игровом поле, слаженные командные взаимодействия обучающихся, продумывание тактики игры и общее стремление к победе в ней будут способствовать формированию навыков стрельбы, улучшению точности стрельбы, повышению интереса к занятиям, увеличению мотивации к ним, социализации членов группы.

Цель исследования – повышение эффективности занятий пулевой стрельбой со студентами нефизкультурных специальностей средствами прикладной игры ИБ.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2022-23 уч. г. в стрелковом тире на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее – СВФУ). В нём приняли участие 69 студентов СВФУ нефизкультурных специальностей, занимающихся пулевой стрельбой по программе элективной дисциплины по физической культуре. Было сформировано три группы – две экспериментальные и контрольная. В экспериментальных группах (ЭГ-1, n=12; ЭГ-2, n=14) апробировались два варианта методики занятий ИБ, в контрольной группе (КГ, n=43) игра не применялась. В ходе исследования были использованы следующие методы: лабораторный эксперимент, контрольные испытания, опрос в виде анкетирования, анализ документов учёта учебной работы, методы математико-статистической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, из двух апробированных вариантов методики более эффективным оказался вариант № 1, о чём свидетельствуют достоверно более высокие показатели точности стрельбы и посещаемости занятий у студентов ЭГ-1 по сравнению с таковыми студентов ЭГ-2 и КГ. В КГ также выявлена положительная динамика в показателях точности стрельбы, но она менее выражена, чем в ЭГ-1. В ЭГ-2 заметных изменений не выявлено. На личностную мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом экспериментальные занятия существенно не повлияли.

Вывод: целесообразно продолжить работу по совершенствованию организационных аспектов применения прикладной игры ИБ на занятиях по пулевой стрельбе со студентами.

Список литературы:
  • Агеевец А.В. Перспективы оптимизации дисциплины «Физическая культура» в вузах / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022. № 2(204). С. 3-9. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p3-9.
  • Варламова Д.А. Исследование интереса студентов Северо-Восточного федерального университета к игре «Интеллектуальный биатлон» / Д.А. Варламова, Л.Е. Неустроева, А.Д. Павлова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022. № 5(207). С. 82-84. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p82-84
  • Голиков А.И. Педагогические условия развития математического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами динамических интеллектуальных игр преследования (ДИП) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексей Иннокентьевич Голиков. Якутск, 1997. 175 с.
  • Королев А.С. Спортизация в высшем образовании как следствие модернизации физического воспитания / А.С. Королев, О.Г. Барышникова, О.В. Овчинникова, А.О. Будовая // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2021. № 10(200). С. 171-176. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p171-176.
  • Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников : Метод. рек. / М.М. Безруких, Е.А. Бабенкова, В.Н. Безобразова и др. М.: Издательский дом «Новый учебник, 2003. 208 с. (С. 197-198).
  • Михайлов И.И. Интеллектуальный биатлон как средство развития и воспитания школьников / И.И. Михайлов, Л.М. Коколова // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : Матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 марта 2016 г.) / под ред. О.Н. Широкова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 66-68.
  • Об особенностях обучения физической культуре на основе избранного вида спорта (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I) / Т.Е. Веселкина, К.Л. Лукьяненко, О.Г. Румба, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2023. № 3(87). С. 48-54.
  • Румба О.Г. Интеллектуальный биатлон как средство формирования навыков стрельбы у кадет / О.Г. Румба, А.В. Кузьменко, Б.Д. Болотов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур, 2017. № 3. С. 48-54.
  • Томский Г.В. Организация занятий по интеллектуальному биатлону : Методическое пособие / Г.В. Томский, И.И. Михайлов. Усть-Каменогорск: Изд-во КФ Центра, 2012. 23 с.
  • Hrybovska I. Ways of improving the technical and tactical training of athletes in bullet shooting / I. Hrybovska, R. Hrybovskyy, I. Sobko, O. Zadorozhna // Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15: Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports). DOI:10.31392/NPU-nc.series15.2023.7(167).09.