Статья
Цель исследования – оценить эффективность экспериментального программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Методы исследования. Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, психологическое тестирование, математическая статистика.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно данным, полученным нами в процессе исследования, студенты-медики экспериментальной группы, которые занимались по экспериментальному программно-содержательному обеспечению с акцентом на профессионально-прикладную физическую подготовку, к концу эксперимента имели лучшие показатели развития профессионально важных психофизических качеств, чем их сверстники из контрольной группы, занятия которых проходили согласно рабочей программы дисциплины, разработанной с ориентацией на здоровьесберегающий подход. При этом необходимо отметить, что в конце исследования были отмечены статистически значимые межгрупповые различия практически во всех тестах (p<0,05), за исключением теста «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», в пользу экспериментальной группы.
Заключение. По итогам проведенного исследования можно заключить, что профессионально ориентированный подход является более эффективным для развития наиболее важных психофизических качеств студентов-медиков женского пола, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Так, прирост в показателях развития физических качеств и двигательных способностей в экспериментальной группе был в диапазоне от 6,5 до 23%, что значительно превышает прирост показателей контрольной группы. Прирост показателей психологических возможностей в экспериментальной группе был в диапазоне от 13 до 33,3%, что также превышает прирост показателей контрольной группы. Все вышесказанное свидетельствует о том, что реализация практической дисциплины по физической культуре с акцентом на профессионально-прикладную физическую подготовку является эффективной формой педагогического воздействия для качественной профессиональной подготовки будущих врачей-терапевтов участковых.
- Макаров, А. В. Национальный опыт формирования образовательного пространства (на примере болонского процесса) / А. В. Макаров // Общество-наука-инновации. – 2019. – С. 253-257.
- Коновалов, И. Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Коновалов Игорь Евгеньевич. – Набережные Челны, 2012. – 46 с.
- Остапенко, В. М. Проблема реализации ФГОС ВО (3++) в российской медицинской школе / В. М. Остапенко, В. А. Шкитин // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. – 2017. – С. 112-116.
- Полубок, В. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка у будущих врачей / В. С. Полубок // Актуальные проблемы медицины. – 2017. – С. 781-784.
- Скиба, И. А. Особенности организации учебного процесса по физической культуре студентов Казанского ГМУ (Казанский государственный медицинский университет), обучающихся по специальности «Лечебное дело» / И. А. Скиба, И. Е. Коновалов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. – 2018. – Т. 2. – С. 446-450.
- Специфика компетентностного подхода в физкультурно-спортивной подготовке студентов медицинского вуза / А. В. Блажко [и др.] // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. – 2020. – № 2. – С. 210-214.
- Усманова, Е. А. Структурно-содержательные проблемы физической культуры в учреждениях высшего образования / Е. А. Усманова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – С. 177-183.
- Чугунов, А. С. Болонский процесс как способ интеграции высшего образования стран Европы и РФ / А. С. Чугунов, А. М. Ильясова // Казанский вестник молодых ученых. – 2019. – Т. 3, № 2. – С. 121-126.
- Шарипова, Г. К. Профессионально-прикладная подготовка в высших учебных заведениях / Г. К. Шарипова, С. Б. Касымов // Научный взгляд в будущее. – 2018. – Т. 2, № 11. – С. 60-64.
- Щадилова, И. С. «Элективные курсы по физической культуре» как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И. С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2018. – № 2 – С. 92-96.
- Щекотихин, М. П. Система планирования учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в вузе как необходимое условие решения образовательных и воспитательных задач, рационального использования спортивных объектов / М. П. Щекотихин // Наука-2020. – 2017. – № 1 (12). – С. 211-220.
- Chao, Y. Exploration of teaching and education: integration of sports and medicine in physical education in colleges and universities / Y. Chao, X. Guo, R. Wang // Journal of Contemporary Educational Research. – 2022. – Vol. 6. – № 1. – P. 63-67.
- Cognitive status and health-related quality of life for medical students / V.V. Kuznetsov [et al.] // Research and Practical Medicine Journal. – 2021. – Vol. 8, № 1. – P. 85-96.
- Leisure time physical activity and quality of life in medical students: results from a multicentre study / M. Peleias [et al.] // BMJ open sport & exercise medicine. – 2017. – Vol. 3, № 1. – P. e000213.
- Saidova, M. Using health-saving technologies in education / M. Saidova // Asian Journal of Research in Social Sciences and Humanities. – 2022. – Vol. 12, № 4. – P. 503-505.
- Yurii, S. Modern health-saving educational technologies in the system of professional training of specialists / S. Yurii // The V International Scientific and Practical Conference «Trends of modern science and practice», February 8-11, 2022, Ankara, Turkey. – 2022. – P. 299-301.