Навигация

Статья

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА: СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» (РАЗДЕЛ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ) (2.28 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Сысоев Александр Владимирович
Ирхина Елена Николаевна
Аннотация:

В статье представлены результаты исследований, направленных на определение уровня профессиональной подготовленности студентов Воронежской государственной академии спорта (далее – ВГАС) по итогам освоения ими учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»), обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование».

Цель исследования заключалась в выявлении исходных показателей сформированности профессиональных компетенций по данной дисциплине и учете полученных результатов для возможной последующей коррекции рабочей программы дисциплины с целью повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников.

Методы и организация исследования. Профессиональная подготовленность студентов оценивалась комплексно – по показателям теоретической (категория «знать»), методической (категория «уметь»), практической (категория «владеть») подготовленности. Применялись методы тестирования, контрольных испытаний, математической статистики, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Исследование проводилось с мая по июнь 2021 года. В нем приняли участие 14 студентов 3-4-го курсов, завершивших обучение по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам комплексного тестирования студентов 3-4-го курсов ВГАС уровень их профессиональной подготовленности по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры (раздел «Подвижные игры»)» оценивается как удовлетворительный, заметной разницы между студентами 3-го и 4-го курсов не наблюдается. При этом наибольшее количество затруднений связано с организационно-методическими аспектами применения подвижных игр в физкультурных занятиях с различным контингентом занимающихся, с проведением соревнований по подвижным играм и с практической реализацией педагогической работы.

Заключение. Полученные результаты позволили выявить уровень подготовленности студентов по итогам освоения данной дисциплины (в соответствии с компетентностными категориями «знать», «уметь», «владеть»); сравнить уровень знаний, умений и навыков у студентов разных курсов; наметить пути повышения качества обучения по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные игры» (раздел «Подвижные игры»).

Список литературы:
  • Аксарина, И.Ю. Профессиональная подготовленность специалиста по физической культуре и спорту / И.Ю. Аксарина // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 1-1 (44). С. 99-101.
  • Востребованность в специалистах физической культуры и спорта с учетом показателей кадрового обеспечения отрасли / С.А. Воробьев, М.Ю. Щенникова, Н.А. Брейдер и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 8. С. 104-106.
  • Горелов, А.А. Применение теоретических методов в научных исследованиях в сфере физической культуры и спорта / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Р. Яхонтов, Е.Б. Качалина // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2019. №4, С. 32-42.
  • Румба, О.Г. О пересмотре содержания физкультурного образования в контексте сопряжения преемственности его исторического развития с актуальными запросами времени / О.Г. Румба, А.В. Сысоев // Известия Российской академии образования. – 2021. № 1-2 (54). – С. 49-62.
  • Сысоев, А.В. Сопоставление взглядов руководителей и специалистов сферы физической культуры и спорта Воронежской области на реалии и перспективы подготовки физкультурных кадров для региона / А.В. Сысоев, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева, Е.Н. Ирхина, Д.И. Войтович // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 33-45.
  • Сысоев, А.В. Сопоставление специфики физкультурно-спортивной деятельности некоторых категорий населения Воронежской области /А.В. Сысоев, Д.И. Войтович, Е.Н. Ирхина, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева // Мир образования – образование в мире. 2022. № 1 (85). С. 88-104.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 940 от 19 сентября 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 06.08.2022).
  • Щенникова, М. Ю. Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9 (175). – С. 344-350.
  • Щенникова, М. Ю. Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова, В. Ф. Костюченко, Т. М. Овсюк // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 329-339.
  • Щенникова, М. Ю. Формирование отрасли профессиональной деятельности как фактор развития высшего образования в области физической культуры и спорта / М. Ю. Щенникова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5 (78). – С. 151-154.
  • Gu, X. Understanding children’s physical activity and health-related quality of life: an expectancy-value approach / X. Gu // Advances in Physical Education, 2017. – Vol. 7, № 2. – P. 140-155.
  • Sam K.L., Chu S.S.W., Smith A.W. Physical Education under the New Curriculum Reform in Hong Kong: Current Political Situation of School Physical Education – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/260417176_Physical_Education_u… (дата обращения 30.08.2018).
  • Vorobyev S.A., Shchennikova M.Y., Breider N.A., Mairygin M.S., Shchennikov A.N. Physical Education and Sports Sector Specialists: Supply and Demand Situation Analysis and Forecast / Theory and Practice of Physical Culture. 2021. № 8. С. 59-61.