Navigation

Article

THE MAIN TENDENCIES OF SPORTS INFLUENCE ON PERSONALITY (0.36 Mb, pdf) Read
Authors:
Vizitei Nikolaj Nikolaevich
Annotation:

Публикация посвящена проблеме влияния спорта высших достижений на личность. Отмечается, что многие аспекты данной проблемы остаются всё ещё недостаточно прояснёнными, что проявляется, в частности, в том, что общие оценки воспитательного потенциала спорта в настоящее время являются крайне неоднозначными и обычно лишены концептуальной аргументации, носят исключительно констатирующий характер. Показано также, что главная причина этого заключается в недостатках используемой при анализе методологии. Результирующий характер формирующих воздействий спорта и их разноплановость обычно связывают со спецификой обстоятельств, в которых спорт находится в том или ином случае, а не с сущностными особенностями спорта как такового. Подчёркивается, что главным фактором воздействия спорта на личность является его соревновательный характер. Формулируется суждение, что соревновательное отношение универсально, что оно является сущностным актом процесса самоидентификации и самореализации человека. Показано также, что оно внутренне противоречиво: в нём присутствуют и активно сопрягаются два базовых стремления человека – к индивидуализации и к соучастию. Отмечается, что спортивное состязание обостряет, актуализирует оба данных стремления и ставит человека перед необходимостью их сопряжения, что создаёт крайне напряженную нравственно-психологическую ситуацию. Воспитательный потенциал спорта связан прежде всего с тем, что он даёт возможность развития и совершенствования способности человека к осуществлению указанного сопряжения. Однако в полной мере это имеет место лишь в том случае, когда спортсмену открыта глубинная суть спорта как социально-культурного феномена и когда он внутренне ориентирован на развитие и реализацию указанной способности как на важнейшую задачу самоутверждения. Наиболее непосредственным выражением данной ориентации выступает восприятие спортсменом принципа честного соперничества как высшей ценности. В противном случае возникает тенденция к тому, чтобы человек стал субъектом одного из названных стремлений, что делает его поведение либо активно-агрессивным (в случае, когда его ориентация на созидательное соучастие в общем деле утрачивается), либо пассивно-инфантильным (когда потребность в индивидуализации оказывается ослабленной). Спорт даёт человеку возможность значительно повысить свою мировоззренческую компетентность, обогащает его опыт адекватного поведения в ситуации, составляющей процессуальную основу человеческого бытия. Вместе с тем полномасштабно это случается лишь в ситуации, когда человеку понятен внутренний смысл спорта и когда он в своих действиях утверждает этот смысл. Рассматривается вопрос о волевых способностях спортсмена. Показано, что их характер непосредственно определён тем нравственно-психологическим содержанием, которое имеют проявления данных способностей.

Bibliography:
  1. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М. : Прогресс, 1983. – 238 с.
  2. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М. : Прогресс, 1992. – 343 с.
  3. Nissiotis, N. (1979) Philosophy of Olympism / N. Nissiotis // Report of the 18 Session of the IOA/ – Athens, – P. 170-178.
  4. Новак, М. Спорт и религия в Америке: [Электронный ресурс] / М. Новак. – Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/otv.2004/obt.120504.asp/ –12 c.
  5. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П.Кубертен. – Киев : Олимпийская литература, 1997. – 180 с.
  6. Зинченко, В. Проблема объективного метода в психологии / В. Зинченко, М. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1977. – № 7. – С. 112-119.
  7. Визитей, Н. Социология спорта : учебное пособие / Н. Визитей. – Киев : Олимпийская литература, 2005. – 247 с.
  8. Визитей, Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений (философский анализ проблемы) / Н. Визитей. – Советский спорт, 2009. – 254 с.
  9. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. – М. : МГУ, 1987. – 358 с.
  10. Бахтин, М. К переработке книги о Достоевском / М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1979. – С. 308-327.
  11. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. – М. : Республика, 1993. – 415 с.
  12. Тиллих, П. Мужество быть // П. Тиллих // Избранное. Теология культуры. – М. : Юрист, 1995. – С. 7-131.
  13. Рикёр, П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам / П. Рикёр // О человеческом в человеке. – М. : Политиздат, 1989. – С. 308-327.
  14. Тиллих, П. Мужество быть / П. Тиллих //Избранное. Теология культуры .– М. : Юрист, 1995. – С. 7-131.
  15. Коммуникация //Краткая философская энциклопедия. – М. : Прогресс, 1992. – С. 216-217.
  16. Качуровский, Д. Социально-педагогические аспекты развития современного спортивного плавания: автореф. дис. … канд. наук по физическому воспитанию и спорту, по специальности 24.00.02: Олимпийский и профессиональный спорт / Д. Качуровский. – Киев, 2014. – 46 с.
  17. Ницше, Ф. Веселая наука. Злая мудрость / Ф. Ницше – М. : Эксмер, 2007. – 528 с.