Статья
Статья посвящена анализу существующих проблем в диссертационных исследованиях по физической культуре и спортивной подготовке, обусловленных преобладанием естественнонаучного подхода как методологического основания.
Цель исследования – систематизировать и конкретизировать теоретико-методологическое знание педагогики о содержании гуманитарного и естественнонаучного подходов к педагогическим исследованиям и выделить направления исследований в области физической культуры и спорта, которые должны базироваться на гуманитарном подходе.
Методы исследования – системный и целостный подходы к анализу социально-культурных явлений.
Результаты исследования: а) авторский сравнительный интегрированный анализ гуманитарного и естественнонаучного подходов в педагогических исследованиях; б) в соответствии с утвержденными паспортами научных специальностей 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка», 5.8.5 «Теория и методика спорта» и 5.8.6 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура» выделяются направления исследований, которые должны базироваться на гуманитарном подходе; в) очерчиваются возможные трудности и предлагаются решения проблемы формирования гуманитарной парадигмы научных исследований по физической культуре и спортивной подготовке.
Результаты исследования могут быть полезны молодым и уже опытным исследователям, а также предназначены в первую очередь научным руководителям диссертационных исследований в области физической культуры и спортивной подготовки. Представленные материалы могут послужить основанием для системной работы по повышению теоретико-методологической исследовательской педагогической компетенции обучающихся и преподавателей через специализированные методологические семинары.
- Баранов, В. Н. Анализ диссертаций в области спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 1. – С. 4-9. – EDN SSKBQQ.
- Горелов, А. А. Об экспертизе диссертационных работ по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» в 2018 году / А. А. Горелов, Б. Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 7. – С. 96-98. – EDN GLZNGV.
- Лельчицкий, И. Д. Актуальные проблемы методологии современных диссертационных исследований по педагогическим наукам / И. Д. Лельчицкий, Н. С. Пурышева, А. П. Тряпицына // Педагогика. – 2020. – № 10. – С. 3-13. – EDN YSLIRQ.
- Мардахаев, Л. О. Методологии диссертационного исследования / Л. О. Мардахаев // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 6. – С. 28-32. – EDN IBHZZD.
- Попков, В. Н. Недостатки в планировании и оформлении педагогических диссертаций по физической культуре и спорту / В. Н. Попков // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 121-128. – EDN ZHDMVV.
- Пурышева, Н. С. Практическая значимость результатов диссертационных исследований по педагогическим наукам / Н. С. Пурышева, И. Д. Лельчицкий, А. П. Тряпицына // Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 3-14.
- Сафонов, Л. В. Современные диссертационные исследования по психологическим наукам в сфере физической культуры и спорта / Л. В. Сафонов, Б. Н. Шустин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1(191). – С. 310-314. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p310-314. – EDN LAKMLT.
- Сафонов, Л. В. Динамика количества диссертаций по проблемам физической культуры и спорта в нашей стране / Л. В. Сафонов, Б. Н. Шустин // Направления и перспективы развития массовой физической культуры, спорта высших достижений и адаптивной физической культуры : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 20-21 октября 2022 года. – Санкт-Петербург : Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», 2022. – С. 68-71. – EDN UZKEQB.
- Сериков, В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества / В. В. Сериков // Образование и наука. – 2021. – № 7(126). – С. 4-23. – DOI 10.17853/1994-5639-2015-7-4-23. – EDN UGVBFL.
- Фельдштейн, Д.И. О состоянии психолого-педагогических диссертационных исследований / Д.И. Фельдштейн // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – № 6. – С. 13-18. – EDN NUSGED.
- Христидис, Т. В. Использование статистических методов в диссертационных исследованиях по педагогическим наукам / Т. В. Христидис, М. С. Новашина // Мир образования – образование в мире. – 2020. – № 3(79). – С. 10-19. – EDN CTXGVZ.
- Шадриков, В. Д. О направлениях повышения качества диссертаций по педагогике / В. Д. Шадриков, Н. Х. Розов, А. В. Боровских // Высшее образование в России. – 2019. – № 3. – С. 53-60. – EDN VQALCT.
- Шустин, Б. Н. Диссертационные исследования в сфере физической культуры и спорта в различных отраслях науки / Б. Н. Шустин, Л. В. Сафонов, А. И. Гребенников // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 8. – С. 101-103. – EDN OHBQTP.
- Шустин, Б. Н. Анализ диссертаций по специальности 13.00.04 и перспективы развития научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Б. Н. Шустин, А. А. Горелов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 2. – С. 99-100. – EDN QBMXSA.