Навигация

Статья

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО РЕГИОНОВ РОССИИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (0.25 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Румба Ольга Геннадьевна
Веселкина Татьяна Евгеньевна
Борисов Евгений Степанович
Сизова Татьяна Викторовна
Аннотация:

В статье представлены результаты исследования двигательной активности студентов, обучающихся в нефизкультурных вузах. Сопоставляются данные, полученные в восточном (г. Якутск) и западном (г. Санкт-Петербург) регионах России с дифференциацией для теплого и холодного периодов календарного года. Предпосылкой для исследования послужил опыт пандемии, показавший, с одной стороны, последствия дефицита двигательной активности для здоровья населения, а с другой – возможности дистанционного построения физкультурных занятий.

Цель исследования – выявление особенностей двигательной активности студентов нефизкультурных вузов в разные периоды календарного года.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось с октября по декабрь 2022 года на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее – СВФУ) и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее – ПГУПС). Были применены методы опроса в виде анкетирования, математико-статистической обработки данных, общелогические методы теоретического исследования – анализ, обобщение, систематизация. Всего опрошено 1500 студентов в возрасте 17-23 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, студенты нефизкультурных вузов, проживающие в восточном и западном регионах России, больше двигаются в теплое время года, причем как в рамках организованной физкультурной деятельности, так и в фоновом режиме повседневного быта, отдавая предпочтение активному отдыху. В холодное время года двигательная активность студентов СВФУ и ПГУПС заметно различается. Около половины всех опрошенных считают свою двигательную активность достаточной; остальные либо считают ее недостаточной, либо дифференцируют по периодам календарного года, указывая на наличие дефицита в холодное время.

Вывод: целесообразными являются формирование у студентов восточного и западного регионов страны опыта самостоятельной физкультурной деятельности в дистанционном режиме под руководством специалиста и сопутствующее повышение их физкультурной грамотности, что может реализовываться посредством адресно ориентированных учебно-методических разработок, учитывающих территориальные особенности проживания.

Список литературы:
  • Аржакова Л.И. Сравнительный анализ соматометрических и орхидометрических показателей юношей, проживающих в Республике Саха (Якутия), занимающихся и не занимающихся спортом / Л.И. Аржакова, Д.К. Гармаева, А.А. Лыткина, С.П. Винокурова, В.А. Макарова, Е.П. Птицына // Якутский медицинский журнал, 2022. №3(79). С. 112-115. DOI: 10.25789/YMJ.2022.79.28
  • Веселкина Т.Е. Опыт построения дистанционного обучения физической культуре в вузе в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81), С. 65-73.
  • Веселкина Т.Е. Результаты исследования двигательной активности студентов нефизкультурного вуза в разные периоды календарного года / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, С.В. Кононов, С.А. Романченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2023, вып. 3(217). С. 83-88. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p83-88
  • Веселкина Т.Е. Сопоставление результатов анкетирования преподавателей физической культуры и студентов по проблеме реализации дистанционного обучения в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, С.В. Кононов, С.А. Романченко // Наука и спорт: современные тенденции, 2023. Том 11 №1, С. 120-127. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-120-127
  • Гнатюк Г.А. Территориальные особенности здоровья населения Республики Саха (Якутия) / Г.А. Гнатюк, Г.А. Пономарева // Вестник Якутского государственного университета, 2005. Т.2. №2. С. 81-86.
  • Грачев А.С. Оценка изменения мотивов занятия физической культурой и спортом у студентов в период самоизоляции / А.С. Грачев, Д.Е. Егоров, Е.Н. Копейкина, А.С. Шепляков // Теория и практика физической культуры, 2022. №12. С. 58-60.
  • Мухаметшин Р.Р. Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как эффективный инструмент при организации электронного обучения / Р.Р. Мухаметшин, Р.Р. Хадиуллина // Открытое образование, 2022. Т. 26. №1. С. 42-50.
  • Румба О.Г. Об особенностях дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха (Якутия) / О.Г. Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким, Н.В. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022, вып. 12(214). С. 491-497. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.
  • Смоленский А.В. Оздоровительное значение ходьбы как метода профилактики заболеваний и увеличения продолжительности жизни человека / А.В. Смоленский, Н.В. Капустина, Н.Н. Хафизов // РМЖ. Медицинское обозрение, 2018. Т. 2. №1-1. С. 57-61.
  • Fast O. Examining the practices and challenges of distance education of PHD candidates in the context of Covid-19 / O. Fast, N. Buhaichuk, G. Golya, O. Semenog, M. Vovk // Journal of Learning for Development, 2022. Т. 9. №1. С. 73-88.