Навигация

Статья

Познавательная активность студентов физкультурно-спортивного вуза в контексте современной парадигмы образования (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Чатинян Ашот Агванович
Аннотация:

Цель исследования: в контексте новой парадигмы высшего образования изучить особенности влияния лекций с заранее запланированными ошибками на повышение познавательной активности студентов физкультурно-спортивного вуза. Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, беседа, математическая статистика. Результаты. Выявлено, что специфика организации процесса обучения в физкультурно-спортивном вузе диктует необходимость широкого внедрения современных интерактивных лекций в сочетании с самостоятельными формами организации учебного процесса. Однако использование последних несколько ограничено по причине особенностей и некоторых сложностей организации учебного процесса в таких вузах. Около 68% опрошенных студентов 2-го курса и 91% магистрантов ГИФКСА отметили целесообразность применения в учебном процессе лекций с заранее запланированными ошибками, считая, что их использование делает занятия более интересными, неординарными, эмоционально насыщенными, а формирование знаний, умений и активизацию познавательной деятельности – более доступными. Наши наблюдения выявили, что студенты и магистранты стали более активно выдвигать вопросы, дискутировать, стремились более глубоко изучать материал лекций. Использование в учебном процессе таких лекций положительно сказалось и на формировании научных интересов студентов, многие из которых уже в конце 2-го курса высказали желание принять участие в выполнении научно-исследовательских работ. Было замечено, что за единичным исключением слушатели очной формы обучения активно и с интересом участвовали в таких лекциях и предложили большинство лекций проводить именно в такой форме. Выводы. Применение в учебном процессе физкультурно-спортивного вуза лекций с заранее запланированными ошибками положительно сказывается на познавательной активности обучающихся, делает занятия интересными, позволяет успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Список литературы:
  1. Загвязинский, В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса / В.И. Загвязинский //Образование и наука. – 2014. – № 2. – С. 34-46.
  2. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 544 с.
  3. Плотникова, Е. Г. Современная лекция в вузе: пути совершенствования / Е. Г. Плотникова // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 4 (119). – С. 328-329.
  4. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы : Учебное пособие / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. – Новосибирск : САФБД, 2008. – 260 с.
  5. Журавлева, О. И. Бинарная лекция в системе вузовского обучения музыкантов-исполнителей / О. И. Журавлева // Педагогический эксперимент подходы и проблемы. – 2016. – № 2. – С. 51-58.
  6. Парадигма образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2323/ (23.09.2019).
  7. Акулич, М. М. Образование в условиях глобализации / М. М. Акулич // Университетское управление. – 2005. – № 5. – С. 50-57. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/216744-Globalizaciya-i-universitet.html (23.09.2018).
  8. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1977. – 256 с.
  9. Асташова, Т. А. Современная лекция глазами студента: пути развития / Т. А. Асташова // Открытое образование. – 2014. – № 4. – С. 34-42. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://openedu.rea.ru/jour/article/view/426/340 (24.09.2018).
  10. Сенашенко В. Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 103-109