Статья
Введение. Футбол сегодня предъявляет высокие требования к двигательным, психическим и техническим способностям игроков, которым необходимо принимать оптимальные решения в условиях стремительно изменяющихся игровых ситуаций. Все тактические действия футболиста являются результатом его мышления. Цель – рассмотреть значимые факторы развития и современные подходы к формированию игрового (тактического) мышления футболистов с акцентом на значении использования достижений научно-технического прогресса. Методы и организация исследования. В данном исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики. В исследовании приняли участие футболисты возрастной группы 15 лет детской академии футбольного клуба «Краснодар» в количестве 20 человек. Результаты. Анализ работ в области психологии спорта выявил следующие факторы развития игрового мышления: особенности процессов восприятия, основные свойства внимания, показатели сенсомоторных реакций. Решение поставленного вопроса видится во включении в систему подготовки спортсменов теоретических занятий для приобретения специализированных знаний и умений по решению игровых ситуаций; в создании на практических занятиях условий, отвечающих требованиям реальной игровой ситуации; во внедрении научно-технических изобретений. В тренировочный процесс юных футболистов были включены занятия на роботизированном тренировочном комплексе «FootBot». Было выявлено, что по выбранным показателям наблюдаются положительные изменения. При этом все полученные результаты являются статистически достоверными. Заключение. По итогам проведенного исследования получены достоверно значимые положительные изменения в таких показателях, как быстрота и точность. Во время тренировочной сессии на тренажере создаются благоприятные условия для ориентирования в пространстве, а также развиваются основные свойства внимания и восприятия футболиста, повышается уровень быстроты и точности сенсомоторных реакций.
- Аль Рубайе, Н. Х. А. Проблема развития «чувства мяча» у футболистов с учетом функционирования сенсорных систем / Н. Х. А. Аль Рубайе, М. А. Правдов // Школа Будущего. – 2015. – № 3 . – С. 54-59.
- Арбузин, И. А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет : дис. ... канд. пед. / И. А. Арбузин. – Омск, 2006. – 181 с.
- Бауэр, В. Г. Нормативное обеспечение подготовки спортивного резерва в Российской федерации / В. Г. Бауэр // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : науч.-метод. журнал. – 1997. – № 2. – С. 2-3.
- Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 127 с.
- Гагаева, Г. М. Тактическое мышление в спорте / Г. М. Гагаева // Теория и практика физической культуры. – 1951. – № 6. – С. 407-412.
- Гагаева, Г. М. Психология футбола / Г. М. Гагаева. – М. : Физкультура и спорт, 1969. – 215 с.
- Губа, В. П. Теория и методика футбола : учебник / В. П. Губа, А. В. Лексаков. – М. : Советский спорт, 2013. – 536 с.
- Ильин, Е. П. Психология спорта : учебник / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
- Лях, В. Координационная тренировка в футболе / В. Лях, З. Витковски. – М. : Советский спорт, 2010. – 216 с. : ил. («Спорт без границ»).
- Малиновский, С. В. Моделирование тактического мышления спортсменов / С. В. Малиновский. – М. : Физкультура и спорт, 1981. – 192 с.
- Марьянович, А. Теория футбола / А. Марьянович. – Краснодар : [б. и.], 2010. – 188 с.
- Притыкин, В. Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : дис. ... канд. пед. / В. Н. Притыкин. – Омск, 2003. – 233 с.