Навигация

Статья

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕТАМОРФНЫХ МЕТОДИК) (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Юсупов Шамиль Ринатович
Якупов Булат Ильдарович
Юсупов Ринат Андарзянович
Аннотация:

В настоящее время социальное самочувствие граждан России, качество жизни населения являются предметом многочисленных социологических исследований. Полученные результаты позволяют вносить коррективы в реализацию государственной политики в социальной сфере. Особую значимость имеют исследования, которые выявляют ключевые социальные проблемы молодого поколения россиян. Одной из наиболее острых среди таких проблем является качество образования. Понимая важность решения данной проблемы, учреждения образовательной сферы проводят многочисленные опросы, анкетирования и фокус-группы среди учащихся и педагогических работников, обращаются за мнением экспертного сообщества. Безусловно, такие исследования дают общее представление о ключевых проблемах, но в основном они базируются на традиционных методиках, хорошо известных как преподавателям, так и учащимся. В результате участники подобных опросов не всегда готовы указывать объективную информацию, что в конечном счете влияет на качество исследований. Подобная ситуация требует применения современных методов исследований как в области социологии, так и в сфере маркетинга.

Цель исследования: выявить факторы, которые определяют причины недостаточного уровня удовлетворенности студентов занятиями физической культурой в вузе, а также позволят повысить мотивацию к занятиям и посещаемость занятий по физической культуре в университете.

Методы и организация исследования. Для получения достоверной информации об отношении студентов к дисциплине «Физическая культура» в данном исследовании был применен метод фокус-группы [1] с использованием элементов метаморфной методики. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе участники графически изобразили свое отношение к дисциплине «Физическая культура». На втором этапе респондентам были заданы дополнительные вопросы.

Результаты исследования. Основными факторами, которые способствуют усилению желания посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», являются: возможность выбора вида деятельности на занятиях и характеристика преподавателя. Также были отмечены факторы, которые, наоборот, отталкивают от посещения дисциплины «Физическая культура»: инфраструктура и не самое удачное время, по мнению студентов, для занятий физкультурой.

Заключение. Полученные результаты позволили выявить отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» и понять, как можно усилить желание посещать занятия по данной дисциплине.

Список литературы:
  1. Адам, М. А. Динамика в Фокус-Группе, Академическое Издание Ламберт – 2017. – 108 с.
  2. Бариев, М. М. – Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России / М. М. Бариев, Р. А. Юсупов, В. М. Ермолаев // Теория и практика физической культуры. – М. :ТиПФК. – 2016. – № 1. – С. 94-97.
  3. Виленский, М. Я. Физическая культура (для бакалавров) / М. Я. Виленский. – М. : КноРус, 2017. – 128 c.
  4. Двигательная активность и здоровье / Н. А. Агаджанян, В. Г. Двоеносов, Н. В. Ермакова [и др.] // Казань : Изд-во КГУ. – 2005. – С. 20-26.
  5. Зальтман, Д. Маркетинговая метафора: какие глубокие метафоры раскрывают сознание потребителей / Д. Зальтман, Л. Зальтман. – Издательство Гарвардской бизнес школы, 2008. – 230 с.
  6. Литвинов, С. А. Методика обучения физической культуре. Календарно-тематическое планирование : учебное пособие для вузов / С. А. Литвинов. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 413 с.
  7. Морган, Д. Л. “ Фокус-группы” – Ежегодный обзор социологии. 1996. – 22. – С. 129-152.
  8. Никитушкин. В. Г. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания : учебное пособие для вузов / В. Г. Никитушкин, Н .Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 246 с.
  9. Пивоварова, И. А. Метаморфная модель Зальтмана как методика маркетинговых и социальных исследований / И. А. Пивоварова // Социальная реальность виртуального пространства : сборник материалов I Международной научно-практической конференции 20-23 сентября 2019 года. – Иркутск : Изд-во Иркутского государственного университета. 2019. – С. 408-412.
  10. Пинк, Д. Маркетинговая метафора. Компания Фаст, Апрель/Май 1998, 216 с.
  11. Физическая культура и физическая подготовка : учебник / Под ред. В. Я. Кикотия, И. С. Барчукова. – М. : Юнити, 2017. – 288 c.
  12. Фокус-группа – Определение фокус-группы в английском языке в Оксфордском словаре для продвинутого уровня. Оксфордский словарь для продвинутого уровня – Издательство Оксфордского университета, 2010 – С. 599