Навигация

Статья

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ (0.64 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Ловягина Александра Евгеньевна
Аннотация:

Цель исследования – изучение взаимосвязей метакогнитивных стратегий с показателями психической саморегуляции спортсмена: волевыми и регуляторными процессами.

Методы и организация исследования. Тип исследования – эмпирическое психологическое тестирование. Методики: анкеты «Метакогнитивные стратегии при принятии решений в трудных ситуациях» и «Трудности саморегуляции в спортивно значимых ситуациях», опросник «Шкала контроля за действием», опросник «Стиль саморегуляции поведения». Выборка: 134 квалифицированных спортсмена (54 мужчины и 80 женщин) в возрасте 18-23 лет, занимающихся различными видами спорта.

Результаты исследования. У спортсменов (мужчин и женщин) частота применения стратегий теоретизирования и рефлектирования взаимосвязана с характеристиками волевой регуляции, а частота контроля когнитивных процессов взаимосвязана с программированием деятельности. Обнаружены некоторые различия у спортсменов разного пола во взаимосвязях метакогнитивных стратегий с регуляторными процессами. Установлено, что повышение эффективности метакогнитивных стратегий снижает трудности психической саморегуляции: спортсменам легче сдержать негативные эмоции, проявить настойчивость и активизироваться. Повышение эффективности ряда метакогнитивных стратегий взаимосвязано с повышением осознанности саморегуляции спортсменов.

Заключение. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи метакогнитивных стратегий с регуляторными и волевыми процессами спортсменов. Повышение частоты применения и эффективности метакогнитивных стратегий может как улучшать, так и ухудшать психическую саморегуляцию спортсмена. Полученные результаты можно использовать для разработки рекомендаций по индивидуализации формирования метакогнитивных стратегий с учетом пола спортсменов и задач спортивной подготовки.

Список литературы:
  1. Багадирова, С. К. Метакогнитивные навыки спортсмена как ресурс повышения его результативности (постановка проблемы) / С. К. Багадирова // Спортивный психолог. – 2019. – № 2. (53). – С. 17-20.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский – М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – С. 321-357.
  3. Карпов, А. А. Введение в метакогнитивную психологию / А. А. Карпов, А. В. Карпов – М. : Изд. Московского психологосоциального университета, 2015. – 512 с.
  4. Карпов, А. А. Специфика взаимосвязи рефлексивности и самоактуализации личности / А. А. Карпов // Ярославский психологический вестник. – 2019. – № 3. (45). – С. 6-11.
  5. Лазарева, О. В. К вопросу о влиянии метакогнитивных процессов на понимание научного текста / О. В. Лазарева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2012. –№ 31. – С. 13-17.
  6. Ловягина, А. Е. Метакогнитивные стратегии спортсменов при принятии решений в трудных ситуациях спортивной карьеры / А. Е. Ловягина, В. В. Андреев, А. Л. Штуккерт // Спортивный психолог. – 2019. – № 3. (54). – С. 11-14.
  7. Моросанова, В. И. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова, И. Н. Бондаренко. – М. : Когито-Центр, 2015. – С.10-72.
  8. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция человека как метаресурс достижения учебных и профессиональных целей / В. И. Моросанова // Личность. Интеллект. Метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II Международной научно-практической конференции. Калуга. Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 20-22 апреля 2017. – Калуга : Изд. АКФ «Политоп», 2017. – С. 104-114.
  9. Тиунова, О. В. Организационные аспекты планирования и реализации психолого-педагогического обеспечения спортивной деятельности /О. В. Тиунова // Спортивный психолог. – 2019. – № 1(52). – С. 4-7.
  10. Шапкин, С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С. А. Шапкин. – М. : Смысл. ИП РАН, 1997. – С. 22-34.
  11. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
  12. Brick, N. Metacognitive processes in the self-regulation of performance in elite endurance runners. / N. Brick, Т. Macintyre, М. Campbell. // Psychology of Sport and Exercise. –2015. – V. 19. – P.1-9.
  13. Halpern, D.F. Thought and knowledge: An introduction to critical thinking / D.F. Halpern. – New Jersey: Lawrence Erlbaum Accociates, 1996. – 380 p.
  14. Kuhl, J. “A theory of action and state orientations” in Volition and personality: Action versus state orientation / J. Kohl, J. Beckmann. – Germany: Hogrefe, 1994. – P. 9-46.
  15. MacIntyre, Т. Metacognition and action: a new pathway to understanding social and cognitive aspects of expertise in sport / T. MacIntyre, E.R. Igou, A.P. Moran, M. Campbell, J. Matthews // Frontiers in psychology. – 2014. – N. 5. – P. 1151-1155.
  16. Roberts, M.J. Strategy selection and metacognition / M.J. Roberts, G. Erdos // Educational Psychology. – 1993. – V. 13. – P. 259-266.
  17. Seamster, T. L. A skill-based cognitive task analysis framework / T. L. Seamster, R. E. Redding, G. L. Kaempf // Cognitive task analysis. – New Jersey: Lawrence Erlbaum Accociates, 2000. – P. 135-146.