Статья
В статье анализируются причины и состояние проблемы дефицита двигательной активности студентов. Раскрывается физиологическое воздействие гиподинамии на молодой организм и связанные с этим риски. В качестве перспективного решения проблемы рассматривается возможность включения в образовательное пространство вуза ежедневных дополнительных физкультурных занятий. Обосновывается выбор следующих их форм: физкультурные паузы, двигательные тренажи, самостоятельная физическая тренировка. Разрабатываются две авторские технологии: технология малых форм физкультурных занятий и технология самостоятельной физической тренировки студентов. Обе технологии адресованы студентам с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы, поскольку они наиболее подвержены негативным последствиям дефицита двигательной активности. Эффективность разработанных технологий доказывается с помощью педагогических экспериментов.
- Горелов, А.А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодежи оптимальными двигательными режимами / АА Горелов, В.И. Лях, О.Г Румба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. № 9 (67). - С. 27-34.
- Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / О.Г. Румба. - Санкт-Петербург, 2011. - 498 с.
- Усатов, А.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / А.Н. Усатов, В.Н.Усатов // Вестник спортивной науки - М. : ВНИИФК., 2009. - № 1. - С. 45-50.
- Салькова,Е.В. Физическая подготовленность студентов как важный компонент в образовательном процессе / Е.В. Салькова, А.В. Володин, НА Князева // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ: матер. Междунар. науч. конгресса 24-25 сентября 2008 г. / ГУФВС.- Кишинев: ГУФВС, 2008. - С. 192-194.
- Основы культуры здоровья студентов : учеб. пособие / сост. С.В. Скляров, под ред. Д.Н. Давиденко. - Белгород : БелГУ, 2009. - 150 с.
- Жован, Г.Ф. О необходимости пополнения профессиональных знаний преподавателей физической культуры, работающих со студентами специальных медицинских групп / Г.Ф. Жован, О.Г. Румба // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза: матер. II Всерос. науч.-практ. конф., 4-5 апреля 2013 г. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.- С. 124-129.
- Горелов, АА. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / АА. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. - 101 с.
- Усатов, А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Н. Усатов. - Белгород, 2010. - 160 с.
- Поллок, М.Л. Заболевания сердца и реабилитация / М.Л. Поллок, Д.Х. Шмидт. - Киев: Олимпийская литература. - 2000. - 407 с.
- Пустозеров, А.И. Физиология, гигиена и организация умственного труда в современном образовании : учеб. пособие / А.И. Пустозеров, А.Г Гостев. - Челябинск: «Книга», 2003. - 126 с.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учеб. пособие для студ. вузов / И.С. Барчуков, АА. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 528 с.
- Бароненко, ВА. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 336 с.
- Бишаева, А.А. Физическая культура : учебник для учрежд. нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 304 с.
- Румба, О.Г Опыт использования дополнительных занятий физической культурой в образовательном пространстве вуза / О.Г. Румба // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Ростов-на-Дону, 2011, № 3. - С. 57-65.