Статья
В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей спортивной мотивации и самосознания и их взаимосвязей у спортсменов массовых разрядов и спортсменов высокой квалификации. Установлено, что спортсмены высокой квалификации отличаются от спортсменов 2-3-го разрядов высоким уровнем развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива и мотива социального самоутверждения, соревновательной мотивации, целеустремленности и настойчивости. У них наблюдается тесная согласованность в уровне развития мотива достижения успеха, гражданско-патриотического мотива, целеустремленности и соревновательной мотивации, положительная взаимосвязь показателей мотива эмоционального удовольствия и мотива достижения успеха с показателями тренировочной мотивации, отрицательная корреляция показателей соревновательной мотивации и мотива социального самоутверждения с показателями тренировочной мотивации. Они отличаются уверенностью в себе, высокой самооценкой, удовлетворены своим реальным «Я» и воспринимают себя как источник, причину своего поведения и деятельности. Эти виды отношений к образу «Я» согласуются между собой, с высоким уровнем отраженного самоотношения и низким уровнем внутренней конфликтности. Выявлено, что показатели спортивной мотивации и самосознания у спортсменов 2-3-го разрядов проявляются относительно независимо друг от друга. Для спортсменов высокой квалификации характерно существенное влияние уровня развития самосознания на степень развития спортивной мотивации.
- Бабушкин, ГД. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г Бабушкин. - Омск : Сиб-ГАФК, 2000. - 179 с.
- Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Ба-льсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
- Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени / И.М. Быховская. -М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 209 с.
- Драндров Г.Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания / Г.Л. Драндров, Д.Л. Порозов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 119 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦО-ЛИФК, 1992. - 120 с.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М., 1993. - 23 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учебное пособие / В.Г. Маралов. - М.:Академия, 2004. - 256 с.
- Столин В. В. Самосознание личности / В.В. Столин.- М. : Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
- Тер-Мкртичан Р.Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Р.Б.Тер-Мкртичан. - М., 2003. - 21 с.
- Тихонова В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию : дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / В.К. Тихонова. - М., 2000. - 165 с.
- Уляева Л.Г Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэквон-до : автореф. ... дис. канд. пси-хол.наук : 19.00.01 / Л.Г Уляева. - М., 1999. - 23 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М. : Воронеж, 1996. -512 с.
- Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с.