Статья
В рамках данной статьи рассматриваются особенности онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе LMS Blackboard в Казанском национальном исследовательском техническом университете (КНИТУ-КАИ), а также анализируются результаты социологического опроса, проведенного среди студентов в контексте их отношения к онлайн-занятиям; выявлены проблемы, возникающие у студентов при дистанционном обучении; рассмотрены преимущества и недостатки данного формата обучения применительно к дисциплине «Физическая культура и спорт».
Цель исследования заключается в выявлении специфики онлайн-занятий по физической культуре и спорту на платформе Blackboard в КНИТУ-КАИ и определении проблем, возникающих во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).
Задачи исследования:
1. Изучить отношение студентов к онлайн-занятиям по физической культуре и спорту на платформе Blackboard КНИТУ-КАИ.
2. Выяснить отношение студентов к качеству онлайн-занятий по физической культуре и спорту.
3. Выявить проблемы, возникающие во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).
Методы и организация исследования: анализ научной литературы, интернет-источников и статистических данных платформы Blackboard, анкетный опрос, сравнительная оценка. Авторами в период пандемии проведено социологическое исследование среди студентов 1-3-х курсов всех факультетов, в котором приняли участие 2418 обучающихся в возрасте 17-23 лет (1538 юношей и 880 девушек; выборка гнездовая; гендерное соотношение соответствует пропорциям генеральной совокупности на всех факультетах). В ходе анкетирования изучалось отношение студентов к онлайн-занятиям по физической культуре и спорту на платформе Blackboard КНИТУ-КАИ, а также выяснялась их позиция по отношению к качеству таких онлайн-занятий и выявлялись проблемы, возникающие во время дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).
Результаты. Данные проведенного исследования показывают, что дистанционное обучение по физической культуре и спорту отличается более низкой эффективностью, не находит широкой поддержки среди студентов, не приносит желаемых достижений и результатов в корректировке своих наиболее значимых и явных физических показателей, но в то же время может использоваться как дополнительный элемент преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)».
Заключение. Использование электронного обучения в университете может рассматриваться только в качестве вспомогательного инструмента обучения и не должно стать заменой основной формы образования. Процесс обучения носит двусторонний характер, так как подразумевает взаимодействие двух субъектов: преподавателя и обучающегося.
- Мамонтова, О. В. Дистанционное физическое воспитание студентов. / О. В. Мамонтова, Д. В. Грачева, Д. А. Клинкина, Т. Н. Бахтина // Культура физическая и здоровье. – 2020. – № 4(76). – С.43-46.
- Праводелов, С. В. Преимущества дистанционного обучения и его виды / С. В. Праводелов // Современное образование. – 2015. – № 2. – С. 70-79.
- Титова, Е. Б. Дневник физического самоконтроля студента КНИТУ-КАИ : учебно-методическое пособие / Е. Б. Титова, М. М. Бариев, Т. Ю. Покровская. – Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – 52 с.
- Хусяинов, Т. М. История развития и распространения дистанционного образования / Т. М. Хусяинов // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4. – С. 30-41.
- Шутова, Т. Н. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 9. – С. 102-104.
- Электронное обучение КНИТУ-КАИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: - URL: https://bb.kai.ru:8443/webapps/portal/execute/tabs/tabAction?/. закрытый (дата обращения: 30.09.2020).
- Blaine, A.M. Interaction and presence in the virtual classroom: An analysis of the perceptions of students and teachers in online and blended Advanced Placement courses. // Computer Education. – 2019. – №132. P.31-43.
- Ferri F., Grifoni P. and Guzzo T. Online learning and emergency remote teaching: opportunities and challenges in emergency situations. // Societies – 2020, no. 10 (86), pp. 1-18.
- Hyun-Chul Jeong, Wi-Young So Difficulties of online Physical Education classes in middle and high school and an efficient operation plan to address them. // International journal of environmental research and public health. – 2020, no.17 (19), pp.2-12.
- Metin Yaman Perception of students on the application of distance education in physical education lessons. // The Turkish online Journal of Educational Technology - TOJET. – 2009, no. 8(1), pp.65-74.
- Regina Celia A. Silva, Vera Lucia de F.F. e Silva Andre Pontes Silva Distance learning foe teaching in physical education. // Motriz, Rio Claro. – 2019, no. 25(1), pp.1-5.