Статья
Цель исследования – разработать методику адаптивного физического воспитания слабослышащих подростков на основе Спартианских игр и экспериментально доказать ее эффективность.
Методы и организация исследования. Обследованы 44 подростка, обучающихся в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведены анализ показателей физической подготовленности по 6 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с возрастной нормой.
Проведена оценка психического состояния слабослышащих подростков по методике Айзенка. Изучено отношение слабослышащих подростков к принципам «Fair play» («Честная игра»).
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены особенности физической подготовленности, психического здоровья слабослышащих подростков и их отношение к принципам «Честнойигры». С учетом выявленных особенностей и результатов анкетного опроса разработана методика адаптивного физического воспитания слабослышащих подростков на основе Спартианских игр, которая апробировалась в условиях педагогического эксперимента на протяжении 7 месяцев.
Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало: 1) повышению показателей физической подготовленности слабослышащих подростков; 2) уменьшению количества мальчиков и девочек с высоким уровнем тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности; 3) увеличению количества подростков, понимающих и принимающих принципы «Честной игры».
- Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя. – 2 – е изд. / Р.М. Боскис – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2012. – 368 с.
- Зотова, Ф.Р. Возможности коррекции психического состояния подростков с девиантным поведением средствами физической культуры /Ф.Р. Зотова, И.Г. Герасимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – № 9. – С. 4
- Назарова, Л.П. Игровые упражнения для развития слухового восприятия слабослышащих детей в период обучения грамоте / Л.П. Назарова. – СПб.: Образование, 1993. – 55 с.
- Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт) Ч.III.: монография / В.И. Столяров. – М. : РУСАЙНС, 2017. – 294 с.
- Шатунов, Д.А. Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха / Д.А. Шатунов, Ф.Р. Зотова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2013. – № 4. – С.183-188.
- Benyldiz, P.O. Prediction of Maximal Uptake in Boys 11-13 years of age /P.O. Benyldiz // Eur. J. Appl. Physiol, 2010. – № 43. – P. 213-219.
- Borders, C. M., Barnett, D., & Bauer, A. M. How are they really doing? Observation of inclusionary classroom participation for children with mild-to-moderate deafness. Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2010. – 15(4). – Р. 348-357.
- Boreham, C. The development and evolution of fitness testing equipment and procedure suitable for use in physical and health education of primaryschool children. Final report / C. Boreham. Belfast: The Quiches University of Belfast, 2009. – P. 12-16.
- Martin, J. J., Shapiro, D. R., & Prokesova, E. Predictors of physical activity among European and American hearing impaired children. European Journal of Adapted Physical Activity. – 2013. – 6(2) Р. 38-47.
- Mueller, K. Prinzipien zur Ausbildung von Leistungsvoraussetzungen -clargestellt am Beispilel der Prinzipien des technisch-koordinativen Trainings / K. Mueller // Teorie und Praxis der korperkultur. – 2008. – № 3. – Р. 171-177.
- Zhou G, Kenna MA, Stevens K, Licameli G. Assessment of saccular function in childrenwith sensorineural hearing loss. ArchOtolaryngol Head Neck Surg. 2009; 135:40-44.