Навигация

Статья

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ (0.38 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Шамсувалеева Эльмира Шамилевна
Невмывака Анастасия Игоревна
Назаренко Андрей Сергеевич
Аннотация:

Цель исследования – рассмотреть возможность прогнозирования развития аэробной выносливости спортсменов через сравнительный анализ результатов генетического и аппаратного тестирования.

Методы и организация исследования. Материалом для аналитического исследования послужили научная и научно-методическая литература, а также результаты соревновательной деятельности и генетического анализа конкретного спортсмена. Общее число респондентов анкетирования из числа спортсменов (n=85) и тренеров (n=73) составило 158 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Ряд авторов находят взаимосвязь способности к развитию и проявлению выносливости от наличия соответствующих аллелей генов: ACE I, ACNT X, ACNT3 (RX, XX), ADRA2A, AMPDI C, PGC1A Gly, NFATC4, UCP2. В большинстве работ отражена взаимосвязь гена ACE и выносливости при наличии аллели I. Генетическое прогнозирование возможности развития аэробной выносливости спортсменов может стать основой применения индивидуального подхода в спортивной подготовке, способствовать разработке методик, направленных на совершенствование физических качеств. Современный подход к тренировочному и соревновательному процессам спортсменов должен включать в себя как генетические, так и функциональные исследования организма. 

Заключение. Спортивный прогноз не может основываться только на генетическом анализе спортсмена. Наличие полиморфизмов одного или нескольких генов, ассоциированных со спортивной деятельностью, является основой преимущества спортсмена в определенном виде спорта, но фактическое проявление генетической предрасположенности зависит от множества факторов, начиная от питания спортсмена, режима дня, грамотной организации тренировочного процесса, что требует высокого уровня теоретической и практической подготовки тренеров именно в медико-биологическом поле образовательного пространства.

Список литературы:

1. Ахметов, И.И. Молекулярная генетика спорта: состояние и перспективы / И.И. Ахметов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2007. – №5. – С. 88-104.

2. Ахметов, И.И. Оценка суммарного вклада аллелей генов в определение предрасположенности к спорту / И.И. Ахметов,  Хакимуллина, А.М. Дружевская, И.А. Можайская, Ю.В. Шихова, С.Е. Хальчицкий, И.В. Астратенкова, А.И. Комкова, В.А. Рогозкин // Теория и практика физической культуры. – 2008. – №3. – С. 67-72.

3.                  Баранов, В.С. Генетически паспорт – основа индивидуальной и предиктивной медицины / Под ред. В.С. Баранова. – СПб.:из-во Н-Л, 2009. – 528 с.

4.                  Ворошин, И.Н. Зависимость общей выносливости от полиморфизма гена АСЕ у спортсменов / И.Н. Ворошин, И.В. Астратенкова // Физиология человека. – 2008. – № 1. – С. 129-131.

5.                  Моссэ, И.Б. Молекулярно-генетические технологии в спорте высших достижений / И. Б. Моссэ // Наука в Олимпийском спорте. – 2015. – №1. – С. 43-51.

6.                  Пономарева, О.В. Генетика в современном спорте: научные технологии для новых достижений / О. В. Пономарева // Наука молодых. – 2018. – Т. 6, № 4. – С. 569-581.

7.                  Спорт и генетика / М.К. Иманбекова, Е.В. Жолдыбаева, Т.К. Есентаев, К.Т. Момыналиев // Биотехнология. Теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 4-11.