Навигация

Статья

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (0.33 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Костихина Нина Мефодьевна
Колмогорова Наталья Владимировна
Аннотация:

Цель данного исследования – разработать программу формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта, на основе индивидуальных предпочтений в ценностных ориентациях. Методы и организация исследования. В исследовании нами были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, опрос (анкетирование), тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования по изучению ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта (волейбол, спортивное ориентирование, фехтование, биатлон). Определено, что для волейболистов главной ценностью является признание, уважение людей и влияние на окружающих, а для ориентировщиков, фехтовальщиков и биатлонистов – помощь другим людям и милосердие. Изучены мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Так, студенты прежде всего хотят добиться высоких спортивных результатов, улучшить здоровье, воспитать волю, характер и другие качества. На основании полученных результатов разработана программа формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. Содержание программы представлено циклом из 20 занятий, реализуемых в разных формах. Средняя продолжительность каждого занятия – 20-25 минут. Цель программы: формирование ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. Предложены следующие формы работы со студентами: упражнения, беседы, дискуссии, экскурсии, встречи, просмотр и обсуждение отрывков фильмов, тематические выставки, обсуждение художественных произведений, трудовые акции, коллективные творческие дела, походы, соревнования, встречи с интересными людьми, выдающимися спортсменами. Методы работы: организация жизнедеятельности коллектива; повседневное систематическое целенаправленное и свободное общение; деловое, товарищеское, доверительное взаимодействие в обыденных и экстремальных ситуациях. Заключение. Разработанная программа позволит тренерам повысить представления студентов о собственной значимости; развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в любых видах деятельности, в общении; сформировать у студентов мотивацию самовоспитания и саморазвития.

Список литературы:
  1. Басс, А.Г. Психология агрессии / А.Г. Басс. – М., 2001. – 307 с.
  2. Габдулина, Л.И. Самоорганизация деятельности студентов в связи с их ценностными и смысложизненными ориентациями / Л.И. Габдулина, О.И. Фёдорова // Психология обучения. – 2017. – № 1. – С. 36-49.
  3. Новиков, Н.С. Проблема ценностей: специфика и структура / Н.С. Новиков // Идеи и идеалы. – 2018. – Т. 1. № 3 (37). – С. 97-111.
  4. Повшедная, Ф.В. Формирование ценностных ориентаций современной студенческой молодежи / Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. – М., 2017. – С. 502-510.
  5. Сивцова, О.В. Основные подходы к определению понятия «ценностная ориентация»/ О.В. Сивцова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. – 2006. – № 4 (25). – С. 309-314.
  6. Шавалиева, Л.Р. Изучение ценностных ориентаций студентов в контексте проблем качества образования / Л.Р. Шавалиева, Т.В. Сучкова // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: материалы 10-й Международной научно-практической конференции : в 2 ч. – 2016. – С. 256-259.
  7. Шемякина, Р.Ю. Формы агрессивного поведения у студентов с различными ценностными ориентациями / Р.Ю. Шемякина // Альманах современной науки и образования. – 2016. – № 9 (111). – С. 108-111.
  8. Fraser, K.P. Individuation, stress, and problem-solving abilities of college students / K.P. Fraser, C.M. Tucker // Journal of College Student Development. - 1. -Vol. 38, № 5. - P. 461-467.
  9. Libicki, M.C. What is information warfare? / M.C. Libicki. Washington, D.C.: National Defense University, 1995. – 104 p.
  10. Nelson, N.G. Stress, coping, and success among graduate students in clinical psychology / N. G. Nelson, C. Dell'Oliver, C. Koch, R. Buckler // Psychological Reports. – 2001. – Vol. 88, № 3. – P. 759-767.
  11. Russel, L.A. Comparisons of cognitive, music, and imagery techniques on anxiety reduction with university students / L.A. Russel // Journal for College Student Development. – 1. – Vol. 33, № 6. – P. 516-523.