Навигация

Статья

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (0.32 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Михайлова Светлана Владимировна
Полякова Татьяна Александровна
Съемова Светлана Геннадьевна
Сидоров Борис Борисович
Аннотация:

Цель исследования: изучение физиологических функций организма, определяющих функциональные резервы студентов с различным уровнем двигательной активности. Методы и организация исследования. Исследование проведено по результатам проспективных наблюдений физического здоровья 540 студентов (250 юношей и 290 девушек) 17-22 лет в течение 2010-2018 гг. В ходе исследования применялся «Дневник здоровья студента», согласно заданиям которого ежегодно проводился антропометрический скрининг студентов вуза. Количественная оценка уровня соматического здоровья была рассчитана по методу Г.Л. Апанасенко. Уровень двигательной активности определяли у студентов на основании анкеты и оценивали по количеству набранных баллов: низкий (0-8 баллов), средний (9-19 баллов) и высокий (20-27 баллов). Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что у студентов с высоким уровнем двигательной активности на всем протяжении обучения отмечается прирост физиологических показателей, формирующих функциональные резервы. У трети студентов происходит снижение уровня двигательной активности и, соответственно, уровня физического здоровья, что объясняется отсутствием в учебном процессе на 4-5-м курсах занятий по физической культуре. Как следствие, вместе с падением уровня двигательной активности у студентов снижается уровень функциональных резервов. Время восстановления пульса после физической нагрузки у студентов с высоким уровнем двигательной активности в 3 раза меньше по сравнению с таковым у молодежи с низкой активностью, что свидетельствует о лучшем функциональном состоянии сердца, его тренированности. Выявленные изменения характеризуют усиление функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов в процессе занятий физической культурой и спортом. Заключение. Проведенное исследование уровня функциональных резервов студентов, включающее характеристику основных физиологических систем, позволило выявить динамически функционирующий процесс, обусловленный уровнем двигательной активности современной молодежи.

Список литературы:
  1. Апанасенко, Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека / Г.Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. – 1985. – № 6. – С. 55-58.
  2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
  3. Гуляева, С.С. Стратегические ориентиры здоровьесбережения нации / С. С. Гуляева // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – № 1 (Том 18). – С. 57-63.
  4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  5. Михайлова, С.В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи: учебно-методическое пособие / С.В. Михайлова, Ю.Г. Кузмичев, Н.В. Жулин. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. – 174 с.
  6. Пьянзин, А.И. Формирование функциональных систем как основа адаптации организма спортсмена к нагрузкам / А.И. Пьянзин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – № 1 (Том 2). – С. 33-45.
  7. Сонькин, В.Д. Физиологические закономерности онтогенеза и их возможные приложения к теории физического воспитания / В.Д. Сонькин // Физиология человека. – 2015. – Т. 41, № 5. – С. 125-136.
  8. Чекалова, Н.Г. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки : учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. – Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
  9. Ge, X.Z. Рhysical health promotion of university students from the perspective of pe teaching reform / X.Z. Ge; Y. Gao; S.L. Gao // 2017 5th international conference on physical education and society management (icpesm 2017), Vol. 1. – 2017. – Vol. 70. – P. 440-443.
  10. Dev, RDO. Relationship of body mass index (bmi), eating attitude and physical activity on bone health among undergraduate students in Malaysia / RDO. Dev; E. Henry // Socioint16: 3rd international conference on social sciences and humanities. – 2016. – P. 857-863.
  11. Mihajlova, S.V. Health problems of students in modern conditions educational process / SV. Mihajlova // Procedia – Social and behavioral sciences. – 214 (2015) – P. 222-227.
  12. Stewart, A.D. Body composition in sport, exercise and health / AD. Stewart, L.Sutton. – L. : Routledge, 2012. – 232 p.
  13. Yang, P.P. Influence of physical training in shaping health personality of middle school students / PP. Yang // 2016 ISSGBM international conference on information, communication and social sciences (ISSGBM-ICS 2016), PT 2. – 2016. – Vol. 67. – P. 507-509.