Навигация

Статья

Особенности регуляции ритма сердца у студентов-спортсменов на разных этапах учебного процесса (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Коурова Ольга Германовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры кафедры химии и технологий
Образовательная организация: Южно-Уральский государственный университет
Максутова Гульнара Илгисовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования
Образовательная организация: Южно-Уральский государственный университет
Задорина Елена Владимировна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования
Образовательная организация: Южно-Уральский государственный университет
Савиных Елена Юрьевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования
Образовательная организация: Южно-Уральский государственный университет
Аннотация:

В процессе исследования изучали механизмы регуляции сердца у нетренированных студентов и спортсменов, регистрировали кардиоинтервалограммы в межсессионный период и в период сессии, анализировали показатели вариабельности сердечного ритма по Р.М. Баевскому. Результаты показали, что у всех испытуемых наблюдается определенная степень повышения активности центральных механизмов регуляции ритма сердца, особенно в период сессии. У спортсменов степень активности парасимпатических влияний была выше, чем у нетренированных студентов, на всех этапах обследования. Сделано заключение, что определенная степень активации симпатических влияний на сердце необходима для успешной адаптации, но для устранения риска функционального перенапряжения сердца необходимо внедрение в учебный процесс оздоровительных технологий.

Список литературы:
  1. Баевский, Р. М. Методики оценки функционального состояния организма человека / Р. М. Баевский, Ю. А. Кукушкин и др. // Медицина труда и промышленная экология. – 1995. – № 3. – С. 30-34.
  2. Батоцыренова, Т. Е. Количественная оценка уровня стресса по показателям вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях экзаменационной сессии и спортивных соревнований / Т. Е. Батоцыренова, Л. Т. Сушкова, С. В. Иванов // Функциональное состояние и здоровье человека : Материалы Всероссийской научно-практической конференци, 25-29 сентября, 2006. – Ростов-на/Д. : Изд-во «ЦВВР». – С. 75-77.
  3. Белоцерковский, З. Б. Эргометрические критерии анаэробной работоспособности у спортсменов разного возраста и пола / З. Б. Белоцерковский, Б. Г. Любина, В. А. Горелов, И. В. Уголькова // Физиология человека. – 2004. – Т.30. – № 1. – С. 124-131.
  4. Гаврилова, И. Н. Особенности адаптации студенток, принадлежащих к различным этническим группам, к обучению в университете / И. Н. Гаврилова, Н. П. Горбунов // Альманах. Новые исследования. – 2004. – №1-2. – С. 120-121.
  5. Даян, А. О., Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс / А. О. Даян, А. О. Оганисян, Э. С. Геворкян, О. Г. Баклаваджан и др. // Физиология человека. – 2003. – Т. 29. – № 2. – С. 37-43.
  6. Даян, А. В. Вариабельность сердечного ритма школьников при экзаменационном стрессе / А. О. Даян, Э. С. Геворкян, С. М. Минасян // Альманах. Новые исследования. – 2004. – № 1-2. – С. 143-444.
  7. Копаев, В. П. Гармонизация умственных и физически нагрузок как условие повышение эффективности обучения студентов физкультурных вузов / В. П. Копаев // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 5. – С. 22.
  8. Попова, Т. В. Саморегуляция функциональных состояний / Т. В. Попова. – Челябинск : Издат. Центр ЮУрГУ, 2006. – 156 с.
  9. Стукалов, П. Л. / П. Л. Стукалов, В. Н. Яковлев, А. В. Сергиенко, О. Н. Фоменко и др. // Российский журнал физиологии им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т.90. – № 8. – С. 236.
  10. Щербатых, Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов / Ю. В. Щербатых // Профилактика правонарушений в студенческой среде. – Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2003. – С. 105-107.