Навигация

Статья

Бригадный метод в работе детского тренера по легкой атлетике (2.78 Mb, doc) Прочитать
Авторы:
Драндров Герольд Леонидович
Бурцев Владимир Анатольевич
Аннотация:

В статье рассматриваются три формы организации совместной работы тренеров ДЮСШ с одним и тем же контингентом с учетом их профессиональной подготовленности в области определенного вида легкоатлетических упражнений и с учетом этапов многолетней спортивной подготовки: «тренер и учитель физической культуры»; «тренеры различной легкоатлетической специализации»; «тренеры одной легкоатлетической специализации, различающиеся уровнем профессионального мастерства». Отмечается, что при организации такого взаимодействия тренеров между собой в процессе работы с юными спортсменами создаются условия: для рационального распределения творческого профессионального потенциала каждого тренера с учетом его индивидуального своеобразия; для взаимообмена и взаимообогащения педагогического опыта каждого тренера; для коллективного воздействия всех тренеров на формирование личности каждого учащегося. В статье рассматриваются показатели социально-психологического климата коллектива тренеров, субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации, уровень ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) педагогических коллективов тренеров отделений легкой атлетики и плавания, а также функционально-ролевая дифференциация тренеров ДЮСШ в рамках бригадных форм работы как одного из перспективных способов преодоления трудностей целевого, содержательного и процессуального обеспечения учебно-тренировочной деятельности учащихся ДЮСШ на различных этапах многолетней подготовки. Наиболее эффективным (и поэтому – желательным) для решения задачи подготовки потенциального спортивного резерва является объединение в бригаду двух тренеров высокой квалификации, но существенно различающихся между собой по легкоатлетической специализации. Интегральная оценка социально-психологического климата в отделении легкой атлетики значительно выше, чем в отделении плавания. Общая оценка субъективной привлекательности работы в отделении легкой атлетики существенно выше. Более высокий уровень ценностно-ориентационного единства тренеров отделения легкой атлетики обусловлен тем, что, работая совместно в бригадах, они вступают в более тесные межличностные отношения, в процессе которых и происходит более интенсивное сближение их жизненных позиций и ценностных ориентаций.

Список литературы:
  1. Ельянов, Я. И. Бригада: какой ей быть? / Я. И. Ельянов, С. П. Стыркина // Легкая атлетика. – 1985. – № 8. – С. 26-28.
  2. Шалыто, А. Ю. Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью «экспресс-методики» / А. Ю. Шалыто, О. С. Михалюк // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под. ред. Е. В. Шороховой, Е. С. Кузьмина, О. И. Зотовой, В. Е. Семенова. – М. : 1983. – С. 87-94.
  3. Немов, Р. С. Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. Психологическая теория коллектива / Р. С. Немов. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – С. 44-65.
  4. Немов, Р. С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива / Р. С. Немов. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 165 с.
  5. Самотесов, В. Бригада: какой ей быть? / В. Самотесов // Легкая атлетика. – 1986. – № 12. – С. 125.
  6. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 128 с.