Навигация

Статья

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В XX-XXI вв. (0.36 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Иванов Виталий Александрович
Манжелей Ирина Владимировна
Аннотация:

Целью исследования является изучение и систематизация опыта развития экстремальных видов спорта в мире в XX-XXI вв.

Методы и организация исследования. Теоретико-прикладной анализ генезиса экстремальных видов спорта был осуществлен с опорой на интеграцию научного знания и опыта отечественных и зарубеж- ных ученых в сфере управления физической культурой и спортом, социальной психологии и педаго- гики; социологии личности и молодежных субкультур. В ходе теоретического и эмпирического ис- следования проведен анализ литературных источников, средств массовой информации и результатов онлайн-опроса. По итогам проведенного исследования была осуществлена систематизация моделей развития экстремальных видов спорта.

Результаты исследования. Исследования заключаются в систематизации международного опыта раз- вития экстремальных видов спорта в ХХ-XXI вв. и выделении четырех моделей (американская, евро- пейская (западная и восточная), азиатская и российская), различающихся по предпосылкам развития, культивируемым видам спорта, целевым ориентирам, принципам и характерным особенностям.

Заключение. Подводя итоги анализа развития экстремальных видов спорта в ХХ-ХIХ вв. в мире, мы пришли к выводу, что уровень развития экстрима в молодежной среде во многом зависит от геогра- фического положения стран, современных социально-экономических условий, в которых находится молодое население стран; государственной политики в сфере физической культуры и спорта; уровня урбанизации городов и их инфраструктуры; социальной активности молодежи и частных коммерче- ских структур; функционирования средств массовой информации.

Список литературы:
  1. Андреева, С.В. Феномен досуга: история и современ- ность [Электронный ресурс] / С.В.Андреева // Вестник Томского государственного университета.– 2011.– № 344. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_15640322_78894936.pdf (27.08.2019)
  2. Баева, Л.В. Экзистенционально-аксиологические основания формирования молодежных субкультур [Электронный ресурс] / Л.В. Баева. // Астраханский государственный университет. – http://asu.edu.ru/ images/File/Publikatzii/Exist.pdf (дата обращения 27.08.2019).
  3. Байковский,  Ю.В.  Психологическая  классифика- ция видов спорта по уровню экстремальности [Электронный ресурс] / Ю.В. Байковский, А.В. Пиль- кевич // Экстремальная деятельность человека. – 2016. – № 4 (41). – https://elibrary.ru/download/ elibrary_29821564_12372720.pdf (дата обращения 29.08.2019).
  4. Быховская, И.М. Функции экстремального спорта в глобализирующемся социуме / И.М. Быховская, М.В. Аверина // Теория и практика прикладных и экстре- мальных видов спорта.– 2012.– № 1 (23).– С. 33-35.
  5. Вапнярская, О.И. Зарубежный опыт управления мас- совым спортом / О.И. Вапнярская, М.И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 3. – С. 1.
  6. Ваторопин, А.С. Массовый и «большой» спорт: модели взаимодействия и развития / А.С. Ваторопин, Л.С. Ари- стов // Дискуссия.– 2015.– № 10(62).– С. 95-102.
  7. Ганоль, А.С. Гендерные особенности и структура мо- тивации выбора экстремальных видов спорта: дис. … канд. псих. Наук: 13.00.04 / А.С. Ганоль. – Санкт- Петербург, 2011.– 170 с.
  8. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Ученые записки Ленингр. гос. ун-та им. А.А. Жданова. – Ленинград, 1971. – Вып. 9: Человек и общество. Проблемы социализации индивида. – С. 44-55.
  9. Глебова, Е.А. Тенденции развития западной молодеж- ной субкультуры / Е.А. Глебова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. – 2012. – № 1(65). – 139-142 с.
  10. Загвязинский, В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры.– 2016.– № 3.– С. 3-5.
  11. Зеер, Э.Ф. Факторы, обусловливающие прогнозиро- вание профессионального будущего молодежи / Э.Ф. Зеер // Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. "Психология и психологическая практика в современном мире" / Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург. – 2015.– С. 63-69.
  12. Зуев, В.Н. Ценностные ориентации молодежи при вы- боре спортивных субкультур экстремальной направ- ленности / В.Н Зуев, В.А. Иванов // Теория и практика физической культуры.– 2013.– № 12.– С. 14-16.
  13. История скейтбординга [Электронный ресурс] - http:// www.skater.ru/text/?furl=skateboarding_history.
  14. Кондо, М. Физическая активность детей / М. Кондо, И. Мацуда, Ф. Сугиара // Тайику но кагаку.– 1987.–Т.38.– № 7-11.– С. 96.
  15. Лекарев, С.В. Бизнес и безопасность: толковый терми- нологический словарь / С.В. Лекарев, В. А. Порк. – М.: Ягуар, 1995.– 336 с.
  16. Молокоедов, А.В. Безопасность личности [Текст]: ком- плексный анализ / А.В. Молокоедов, И.М. Слободчи- ков, С.В. Франц.– М.: Левъ, 2017.– 264 с.
  17. Особенности подготовки спортивного резерва в ведущих спортивных державах: аналитический обзор [Электронный ресурс]. – https://docplayer. ru/29834989-Osobennosti-podgotovki-sportivnogo- rezerva-v-vedushchih-sportivnyh-derzhavah.html (дата обращения 03.09.2019)
  18. Паршакова, В.М.  Развитие экстремальных видов спорта / В.М. Паршакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.– 2018.– № 4.– С. 58-60.
  19. Российская федерация серфинга [Электронный ре- сурс] - http://www.surffederation.com/surffederation- news/istoriya-serfinga. (дата обращения 29.08.2019)
  20. Самыгин, С.И. Массовый спорт и его роль в социа- лизации молодежи в современной России / С.И. Са- мыгин, П.С. Самыгин // Гуманитраные и социально- экономические науки.– 2015.– № 5.– С. 42-45.
  21. Советский спорт 95 - http://www.sovsport.ru/ blogs/blog/bmessage-item/7544. (дата обращения 29.08.2019)
  22. Темерева, Е.О. Скалолазание и ледолазание – игры нового поколения / Е.О. Темерева // Физическая куль- тура, здравоохранение и образование: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского / ред. В.Г. Шиль- ко.– Томск, 2015.– С. 146-152.
  23. Фролов, С.С. Социология: учебное пособие для выс- ших учебных заведений. / С.С. Фролов. – М.: Наука, 1994.– 256 с.
  24. Яворская, О.С. Педагогическое сопровождение не- конфликтного развития юношеских субкультур: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.С. Яворская. – Пятигорск, 2009.– 184 с.
  25. A Short History of BMX: How the Sport Got Started [Электронный ресурс] - https://mpora.com/action/ bmx/short-history-bmx-sport-got-started/. (дата обра- щения 29.08.2019)
  26. Anderson, C.E., Sforzo G.A The effects of combining elastic and free weight resistance on strength and power in athletes. Sigg JA. J Strength Cond Res. 2008 Mar, no. 22(2): 567-574 р.
  27. Bain, L. Curriculum Theory and Research in Sport Peda- gogy. Sport Scienc Review, 1994.– №3 (1).– 56-72 р.
  28. Pociello C. Le sport, un fait social total. L’esprit sportif aujourd’hui. - Paris: Universalis. - 2004. Encyclopædia Universalis France S.A.- 2004.
  29. Pyeongchang 2018 [Электронный ресурс] - https:// www.olympic.org/winter-games. (дата обращения 29.08.2019)
  30. Rio 2016. Games info [Электронный ресурс] - https:// www.olympic.org/summer-games. (дата обращения 29.08.2019)