Занятия физической культурой как фактор преодоления асоциальных отклонений в поведении подростков


Борисенкова Екатерина Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
ekboris24@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры
Найн Альберт Яковлевич
Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

Образовательная организация: ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры

Ключевые слова: физическая культура, фактор, асоциальные отклонения, поведение, подростки.

Аннотация: Цель исследования заключается в изучении влияния занятий физической культурой путем проникновения ее воспитательных мер во все сферы деятельности педагога-тренера и обучающегося на профилактику асоциальных отклонений в поведении подростков. Рассматривается влияние занятий физической культурой на процесс социального становления личности подростка с признаками асоциального поведения, активного самосовершенствования его индивидуальных, личностных качеств и двигательной сферы. Подтверждается эффективность учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий, предъявляющих серьезные требования к личности подростка и при этом нейтрализирующих асоциальные отклонения в их поведении.

Список литературы:

1. Анохин, П.К. Психология эмоций : тексты / П.К. Анохин, М. : Просвещение, 1984- 185 с.

2. Астапов, В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика : монография / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. — М. :МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011 — 368 с.

3. Беляева, Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л.А. Беляева // Вестник ТГПУ 2011. — № 10 (112).—С. 162-165.

4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р Уолтерс. — М. : Апрель-Пресс, Эксмо Пресс, 2000.—512 с.

5. Борисенкова, Е.С. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры на основе кредитно-модульного обучения культуры / Е.С. Борисенкова, О.П. Кэрер, А.Я. Найн // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 3.—С. 61-64.

6. Гонев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. — 3-е изд. ; М., 2004.—86 с.

7. Ефимова, Е.Л. Индивидуализация процесса воспитания подростков в современных условиях / Е.Л. Ефимова // Личностно-ориентированное образование : проблемы, опыт, пути поиска. — Челябинск : Урал-ГАФК, 2003—С. 35-38.

8. Зимина, И.С. Педагогические условия снижения тревоги подростков : метод. рекомендации / И.С. Зимина. —Екатеринбург : УГПУ 1998.—36 с.

9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин.—СПб. : Питер, 2010.—701 с.

10. Ирхин, С.М. Примерная программа изучения подростков с признаками асоциального поведения / С.М. Ирхин // Личностно-ориентированное образование : проблемы, опыт, пути поиска. — Челябинск : УралГАФК, 2006.—С. 57-61.

11. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». — М. : Минспортту-ризм, 2008— 39 с.

12. Кржечковский, А.Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств / А.Ю. Кржечков-ский // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн.—2011.—№ 5.—http:// medpsyru (датаоб-ращения : 01.02.2012).

13. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1969. — № 1—С. 39-46.

14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев.—М. : МГУ, 1989— 208 с.

15. Лурия, А.Р Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р Лурия, Л.С. Цветкова. — М. ; Воронеж : МОДЭК, 1997— 64 с.

16. Максимова, НЮ. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. — 1988. — № 3—С. 93-94.

17. Малкова, Е.Е. Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипиче-ским расстройством / Е.Е. Малкова // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. — СПб., 2011. — С. 81-87.

18. Микляева, А.В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Ру-мянцева.—СПб. : Речь, 2009.—304 с.

19. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М. : МГУ, 1997— 196 с.

20. Найн, А.Я. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры : учеб. пособие / А.Я. Найн, О.Л. Назарова, В.И. Кондрух. — Челябинск, УралГУФК, 2011.— 158 с.

21. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. — Челябинск : УралГУФК ; Магнитогорск : МаГУ, 2010. — 116 с.

22. Прихожан, А.М. Диагностика тревожности и некоторые способы ее преодоления / А.М. Прихожан // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.—М. : МГИЦ, 1987—304 с.

23. Сиваков, В.И. Профилактика правонарушений в школьной среде средствами физической культуры и спорта / В.И. Сиваков // Методические рекомендации. — Челябинск : ЧГПУ «Факел», 2001.—23 с.

24. Физическая культура в образовательном процессе : межвуз. сб. науч. тр. - Екатеринбург : УГПУ,1992. -273 с.

25. Фрейд, З. Психоаналитические этюды ; пер. с нем. / З. Фрейд.- Мн. : ООО «Попурри», 2004.- 608 с.

26. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни // Психоанализ и культура : избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М. : Наука, 1995- 504 с.

Сведения об авторах:

Борисенкова Екатерина Сергеевна1 - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Найн Альберт Яковлевич2 - Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Показать полный текст