Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: Состояние вопроса


Стеценко Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
stetzenko.natalya@yandex.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Широбакина Елена Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
shirobackina_prepod@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, физическая культура и спорт, профессиональная подготовка специалистов, дистанционные образовательные технологии, «облачное» обучение

Аннотация: Цель – изучить научные публикации на предмет состояния вопроса цифровизации процесса профессиональной подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта. Методы. Теоретический анализ и обобщение данных научных публикаций. Результаты. Рассмотрен новый уровень развития информационных технологий в современном обществе, связанный со стремительным распространением Интернета, увеличением количества гаджетов и появлением феномена «виртуальный мир». Данный процесс получил название «цифровизация». Эта новая реалия стала для молодежи основным способом общения, получения и передачи информации. Отмечено влияние цифровизации на все сферы деятельности человека, повлекшее за собой в том числе и модернизацию сферы физической культуры и спорта. Сфера ФКиС имеет сложную структуру, включающую несколько направлений деятельности: тренировочную и соревновательную, управление в спорте, олимпийское движение и профессиональную подготовку специалистов. Каждое из этих направлений сферы ФКиС предполагает свои особенности во внедрении цифровых технологий. На данный момент в каждом из указанных направлений процесс цифровизации находится на разных этапах развития и применения. Проведен анализ вопросов перехода на цифровой формат процесса профессиональной подготовки специалистов для сферы ФКиС. Для этого рассмотрены взгляды специалистов на процесс внедрения цифровых технологий в образовательное пространство вузов в рамках реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Обобщен опыт вузов по организации процесса подготовки специалистов в условиях цифровизации и проанализировано состояние данного вопроса по вузам физкультурного профиля. Определены приоритетные направления, способствующие созданию цифровой образовательной среды вузов. Заключение. Цифровой формат открывает новые возможности в профессиональной подготовке специалистов. Выделены дистанционные образовательные технологии как активно использующиеся на данный момент и «облачное» обучение как одно из перспективных направлений цифровизации профессиональной подготовки специалистов. Отмечены проблемы, связанные с цифровизацией образования в России, в том числе в системе подготовки и переподготовки спортивных кадров.

Список литературы:

  1. Ваганова, О. И. Возможности облачных технологий в электронном обучении / О. И. Ваганова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6 (часть 2). – С. 183-187.
  2. Иванова, В. Г. Инженерное образование в цифровом мире / В. Г. Иванов, А. А. Кайбияйнен, Л. Т. Мифтахутдинова // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 136-143.
  3. Кешелава, А. В. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава [и др.]. – ВНИИ Геосистем, 2017. – 28с.
  4. Лебедева, М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. – 2015. – №1 (42). – С. 105-108.
  5. Левенцов, В. А. Качество образования в эпоху цифровой экономики / В. А. Левенцов, Н. В. Муханова // Санкт-Петербургский международный форум. Секция на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Взаимодействие кафедр ЮНЕСКО по управлению качеством образования в интересах устойчивого развития. – Санкт-Петерб. политех. ун-т Петра Великого, 2018. – С. 77-79.
  6. Николаенко, М. Н. Цифровизация образования: перспективы и проблемы / М. Н. Николаенко // VIII Международная научно-практическая конференция «Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики», 2018. – С. 599-602.
  7. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107-113.
  8. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG... (дата обращения 06.01.2018).
  9. Попов, Ф.А. От информатизации вуза к его цифровизации / Ф.А. Попов // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2018. – №10 (18). – С. 12-14.
  10. Попов, Ю. А. Цифровизация высшего образования как перспективное направление формирования человеческого капитала / Ю. А. Попов, Ю. А. Попова // Международная научно-практическая конференция «Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен», 2017. – С. 78-82.
  11. Притчина, Л. С. Цифровизация и новое экономическое образование / Л. С. Притчина // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 120-122.
  12. Широбакина, Е. А. Опыт применения дистанционного обучения в образовательном процессе физкультурных вузов / Е. А. Широбакина [и др.] // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 6 (120). – С. 26-31.

Показать полный текст