Взаимосвязь величины двигательной активности, уровня эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания учителя


Цибульникова Виктория Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Института физической культуры, спорта и здоровья
vicki-77@yandex.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Богатикова Анна Николаевна
студент

Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Ключевые слова: двигательная активность, функциональные типы двигательной активности, общий эмоциональный интеллект, синдром эмоционального выгорания

Аннотация: Цель – определить характер взаимосвязи между функциональными типами двигательной активности учителей, уровнями сформированности общего эмоционального интеллекта и фазами эмоционального выгорания. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 300 учителей (женщин) в возрасте от 21 до 65 лет. Определялись объем суточной двигательной активности, функциональные типы двигательной активности методом шагометрии. Выявлялись уровни сформированности фаз эмоционального выгорания педагогов, уровни сформированности их общего эмоционального интеллекта, проводился корреляционный анализ линейных связей по коэффициенту корреляции Карла Пирсона. Результаты и их обсуждение. С учетом факторов нормирования и объема среднесуточной двигательной активности учителей экспериментально выделены функциональные типы с низкой, легкой, средней и высокой двигательной активностью. Произведена диагностика сформированности уровней эмоционального интеллекта и оценка степени эмоционального выгорания учителей. Определён характер взаимосвязей между объемом двигательной активности, сформированностью фаз эмоционального выгорания, видами внутриличностного и межличностного интеллекта, уровнями общего эмоционального интеллекта педагогов. Заключение. Во всех возрастных группах учителей-женщин наблюдается дефицит двигательной активности с преимущественным функциональным типом с легкой двигательной активностью. Эмоциональное состояние педагогов и уровень сформированности эмоционального интеллекта находятся в прямой зависимости от величины двигательной активности, что подтверждено результатами исследования. Учителя с высокой двигательной активностью имеют более высокий процент сформированности уровня управления эмоциями как точки «акме» общего эмоционального интеллекта. У 12,00% учителей с низкой двигательной активностью сформирована фаза «истощения» как заключительная контрольная точка эмоционального выгорания, показывающая исчерпание физических и эмоциональных ресурсов. У этих педагогов выявлены самые низкие показатели сформированности внутриличностного вида эмоционального интеллекта – понимают собственные эмоции лишь 44,00% педагогов с низкой двигательной активностью и 54,61% способны управлять собственными эмоциями.

Список литературы:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. М. Андреева. – Изд. 5-е испр. и доп. – М. : Аспект пресс, 2014. – 362 с.

2. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Сударыня, 1999. – 28 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд. 4-е, расш. – М. : АСТ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

4. Горелов, А. А. Массовая физическая культура и оздоровление населения. О зависимости соматического здоровья студентов от величины их двигательной активности / А. А. Горелов, О. Г. Румба // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 2 – С. 36-39.

5. Лапочкин, С. В. Избранные вопросы спортивной метрологии / С. В. Лапочкин, М-во спорта РФ, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Набережные Челны : Поволжская ГАФКСиТ, 2013. – 281 с.

6. Люсин, Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2009. – 349 с.

7. Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. – СПб. : «Печ. Двор» им. А. М. Горького, 2007. – 447 с.

8. Сергиенко, Е. А. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0) : методическое пособие / Е. А. Сергеенко, И. И. Ветрова. – М. : Смысл, 2017. – 139 с.

9. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности : Монография / Л. В. Тарабакина, Министерство образования и науки РФ, МПГУ. – М. : МПГУ, 2017. – 193 с.

10. Чан Дык Ньан Показатели физической работоспособности спортсменов-бадминтонистов разной квалификации / Чан Дык Ньан // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – №1(26). – С. 200-204.

Показать полный текст