Улучшение показателей здоровья и физической подготовленности студентов технического вуза путем применения на учебных занятиях упражнений настольного тенниса


Гарифуллин Руслан Шамилевич
кандидат технических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта
rus-garifullin@yandex.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
Калманович Владимир Львович
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта
volek71@yandex.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
Давлетгареева Алина Азаматовна
студент

Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

Ключевые слова: настольный теннис, упражнения, студенты, улучшение здоровья, физическая подготовка, упражнение

Аннотация: Одной из главных задач физического воспитания в вузе является повышение уровня здоровья и физической подготовленности студентов. Согласно анализу литературы, перспективным путем ее решения является введение в учебные занятия по физической культуре специализаций по различным видам спорта как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания. В связи с этим целью работы являлось исследование возможности повышения показателей здоровья и физической подготовленности студентов путем применения на учебных занятиях упражнений настольного тенниса. В работе применяли следующие материалы и методы: анализ специальной научно-методической литературы, доступные стандартные методики исследования показателей здоровья студентов, педагогическое тестирование, методы математической статистики. В исследовании принимали участие 148 студентов 1-2-го курса в возрасте 18±1 лет, по состоянию здоровья отнесенных к основной группе. В результате исследования в начале первого семестра определяли исходный уровень данных по показателям функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной системы и физической подготовленности студентов, затем в течение четырех семестров студенты занимались по предложенной методике с применением упражнений настольного тенниса. По окончании четвертого семестра проводили повторное определение ранее изученных показателей. Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов использовали пробу Руфье и ортостатическую пробу, дыхательной системы – пробы Штанге и Генчи. Физическую подготовленность студентов оценивали с помощью педагогического тестирования. Проведенное исследование показало, что внедрение в учебный процесс по физической культуре специальной физической подготовки студентов по методике подготовки игроков в настольный теннис является эффективным средством повышения уровня их здоровья и физической подготовленности, установлены закономерности изменения исследуемых показателей в зависимости от пола студентов.

Список литературы:

1. Агеевец, В. У. Динамика физической подготовленности студентов в связи со специализацией курса физического воспитания / В. У. Агеевец, В. Е. Борилкевич, Б. Н. Шустин // Материалы научно-методической конференции вузов по физическому воспитанию. – Л., 1969. – С. 6-7.

2. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.

3. Рязанова, Е. А. Организация физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем в вузе. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве / Е. А. Рязанова, Л. А. Гиренко // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – 178 с. – С. 124-128.

4. Барчукова, Г. В. Здоровье главный итог, бодрость главная победа / Г. В. Барчукова, С. Д. Шпрах // Физкультура и спорт, 1991. – № 5. – С. 89-99.

5. Сапегина, Т. А. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Т. А. Сапегина, Е. Б. Ольховскaя // Педагогический журнал Башкортостaна. – 2011. – № 6. – С. 57-63.

6. Воронова, Н. О. Подготовка игроков в настольный теннис / Н. О.Воронова. – М. : Физкультура и спорт, 2014. – 254 с.

7. Копелян, Л. С. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся настольным теннисом / Л. С. Копелян. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 267 с.

8 Амелин, А. Н. Настольный теннис / А. Н. Амелин. – М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2013. – 341 с.

9. Рубанович, В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учеб. пособие / В. Б. Рубанович. – Новосибирск, 1998. – 283 с.

10. Прокопенко, Л. А. Тестирование физической подготовленности студента вуза на основе нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Л. А. Прокопенко // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 130-134.

11. Козина, Ж. Л. Особенности физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юношей и девушек – студентов польских высших учебных заведений / Ж. Л. Козина, Е. К. Прусик, К. С. Прусик, С. С. Ермаков // Физическое воспитание студентов – 2013. – № 1. – С. 54-61.

Показать полный текст