Лингвокультурологические задания на уроках русского языка как иностранного в современной высшей школе


Волчкова Венера Ильдусовна
кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой иностранных языков и языкознания
vi-volchkova@rambler.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Ключевые слова: лингвокультурологические задания; лингвометодика; языковая картина мира; преподавание русского языка как иностранного; лингвокультурологическая компетентность.

Аннотация: В настоящей работе говорится об актуальности выбора современных лингвокультурологических средств при обучении русскому языку как иностранному в рамках осуществления коммуникативной деятельности студентов. Цель: изучить опыт использования лингвокультурологических заданий на уроках русского языка как иностранного в современной высшей школе. Методы. В своей работе мы использовали методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. В статье представлены результаты экспериментального анализа использования лингвокультурологических заданий на уроках по предмету «Практический курс русского языка как иностранного» для иностранных студентов. Данные лингвокультурологические задания ориентированы на постижение студентами языковой картины мира, на одновременное видение и сопоставление культуры разных народов в процессе изучения языка. Заключение. Авторы приходят к выводу, что использование подобного рода заданий способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей иностранных студентов, расширению их кругозора, обогащению словарного запаса, освоению студентами разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретению навыков коммуникативно целесообразного поведения, формированию культуры чувств, эмоций, умственного труда, толерантности.

Список литературы:

  1. Нуруллина, Г. М. Экстралингвистические возможности категории рода русского языка / Г. М. Нуруллина // Филология и культура. Philology and Culture. – 2017. – № 1 (47). – С. 192-194.
  2. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы: Книга для учащихся старших классов / В. В. Одинцов. – М. : Просвещение, 1988. – 172 с.
  3. Павицкая, З. И. К вопросу о развитии языковой догадки у студентов спортивного профиля / З. И.   Павицкая, В. И. Волчкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2014. – № 1-1 (31). – C. 134-136.
  4. Саяхова, Л. Г. Методика преподавания русского языка: Лингвокультурология. Лексикография. : Сб. статей / Л. Г. Саяхова. – Уфа : Рио БашГУ, 2006. – 336 с.
  5. Экба, Н. Б. Взаимовлияние языков и особенности развития двуязычия в национальной школе : Пособие для учителя / Н. Б. Экба. – СПб. : Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. – 223 с.

Показать полный текст