Модель содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля


Галимов Алмаз Мирзанурович
кандидат педагогических наук, доцент Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
a.galimov@sportacadem.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО "Поволжская государственная академия физической культуры спорт и туризма
Ботова Любовь Николаевна
кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и борьбы
lyuka_89@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Назаренко Андрей Сергеевич
кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Hard@inbox.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Галяутдинов Марат Ильдарханович
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин и информационных технологий
gmarat_68@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Ключевые слова: высшее образование, спортивная подготовка, интеграция, профессиональная компетенция

Аннотация: В настоящее время подготовка специалистов в области физической культуры и спорта становится многоаспектным комплексным процессом. В этой связи спортивную деятельность студента необходимо рассматривать как его погружение в отрасль и в будущую профессиональную деятельность, которую можно формализовать в рамках системы планирования учебного процесса. Целью данной работы является разработка модели содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля. Для достижения цели исследования был произведен сопоставительный анализ ФГОС ВО 3+ и профессионального стандарта «Спортсмен», анализ посещаемости занятий, текущей и промежуточной успеваемости студентов, разработаны меры содержательной интеграции спортивного и образовательного процессов. Также в рамках исследования использовались методы моделирования, интервьюирования, экспертной оценки и математической статистики. В результате исследования выявлено наличие согласованности некоторых знаний, умений и трудовых действий профессионального стандарта «Спортсмен» и компетенций, которые должны быть сформированы по итогам обучения студента по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Доказано, что спортсмен высокого класса в рамках спортивной деятельности получает часть знаний, умений и навыков, которые предусматриваются образовательной программой. Разработан интегративный подход к предоставлению учебного материала для спортсменов высокой квалификации в рамках освоения образовательной программы высшего образования в вузе спортивного профиля. В результате математической обработки полученных в ходе исследования данных было доказано отсутствие статистически значимых различий в количестве баллов, получаемых студентом на зачете и в итоговой сумме при условии использования интегративного подхода, что позволяет обеспечить студентам-спортсменам высокой квалификации повышение уровня комфортности образовательной среды.

Список литературы:

  1. Абелькалнс, И. Возможности формирования среды для дуальной карьеры спортсменов высокого класса / И. Абелькалнс // Физическая культура и студенческий спорт: проблемы реализации стратегии развития. – Казань : Гос. ун-т, 2012. – 194-199.
  2. Афанасьева, В. М. Модель интеграции образовательного и тренировочного процессов высококвалифицированных спортсменов / В. М. Афанасьева, Ф. Р. Зотова // В сборнике: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». – 2016. – С. 117-120.
  3. Галимов, А. М. Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью / А. М. Галимов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С. 286.
  4. Галимов, А. М. Методические рекомендации по определению характеристических особенностей образовательных программ, направленных на интеграцию учебного процесса со спортивной подготовкой / А. М. Галимов, Л. Н., Ботова, Р. И. Гильмутдинова. – Казань : ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры и спорта», 2017. – 63 с.
  5. Зотова, Ф. Р. Спортивная и академическая карьера студента-спортсмена: взгляд тренера / Ф. Р. Зотова, В. М. Газнанова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 18, № 1 (18). – С. 83-89.
  6. Котлярова, О. В. Модель организации туристского образования студентов-спортсменов с использованием информационных технологий (на примере преподавания курсов "Страноведение" и "География") / О. В. Котлярова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – Т. 10, № 1. – С. 61-72.
  7. Латыпов, И. К. Проблема интеграции научно-образовательного процесса и спортивной подготовки студентов в условиях физкультурного вуза / И. К. Латыпов // В сборнике: Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона. Международная научно-практическая конференция. Редколлегия: Ф. Р. Зотова, Н. Х. Давлетова, В. М. Афанасьева, Е. М. Курочкина. – 2013. – С. 270-272.
  8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000. – 560 с.
  9. Профессиональный стандарт "Спортсмен", зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2014 N 32397. (URL-адрес - http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/5). Дата обращения 17.08.2018 г.
  10. Фёдоров, В. В., Блинов Л.В. Интеграция профессиональных компетенций спортивного тренера в высшем физкультурном образовании / В. В. Фёдоров, Л. В. Блинов // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 7. – С. 14-16.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата), зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 N 33796. (URL-адрес - http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/99). Дата обращения 17.08.2018 г.
  12. Abelkalns, I. High performance athletes` dual career possibilities in Latvian higher educational institutions / I. Abelkalns, A. Geske // LASE Journal of sport science. – 2013. – Vol. 4, Nr.2. – р. 47-60.
  13. Do athletes make better students? / The Guardian. Электронный ресурс https://www.theguardian.com/education/2014/aug/04/sport-at-university-do.... (Дата обращения – 05.05.2017 г.).
  14. Elite student athletes / Victoria University. Электронный ресурс https://www.vu.edu.au/current-students/campus-life/sport-fitness/elite-student-athletes. (Дата обращения – 19.04.2017 г.).
  15. Forster J. Students as Top-athletes “Promotion of the DualCareer in sports and academics”. Report presented at the EAS conference in Berlin? Germany. – 2010.
  16. Gustin W. Balancing Sports and Academics / HealthGuidance for better health No 8, dec 2017. Электронный ресурс http://www.healthguidance.org/entry/15885/1/Balancing-Sports-and-Academics.html. (Дата обращения – 19.04.2018 г.).
  17. Sports Academy of Oulu / University Sports of Oulu.  Электронный ресурс http://www.oulunkorkeakoululiikunta.fi/en/sports-academy. (Дата обращения – 17.04.2017 г.).
  18. Student Life Elite Athlete Support / The University Adelaide. Электронный ресурс http://www.adelaide.edu.au/eliteathletes/services. (Дата обращения – 05.05.2017 г.).
  19. Research for cult committee - qualifications/dual careers in sports. Электронный ресурс http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/573416/IPOL_STU%2.... (Дата обращения – 04.05.2017 г.).

Показать полный текст