Современные проблемы формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка спортивного вуза


Гарипова Алия Накиповна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и языкознания
alia-tggpy@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Волчкова Венера Ильдусовна
кандидат педагогических наук, доцент Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
vi-volchkova@rambler.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Павицкая Зоя Ивановна
кандидат педгогических наук, доцент кафедры иностранных языков и языкознания
supersportkaf@yandex.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Ключевые слова: профессиональная компетенция, образование, иностранный язык, технология, умения, опрос

Аннотация: В статье обосновывается актуальность и необходимость формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. Этого требуют современные условия, возросшие требования к процессу обучения иностранным языкам и образовательные стандарты. Цель исследования – предложить эффективные пути решения современных проблем формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка спортивного вуза. Задачи исследования: 1. Осуществить анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования профессиональной компетенции преподавателей. 2. Рассмотреть содержание и структуру профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. 3. Проанализировать современные проблемы формирования профессиональной компетенции преподавателя. Раскрывается сущность понятия «профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка» как комплекс лингвокультурных, социолингвистических, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих преподавателю иностранного языка эффективно сотрудничать со студентом в конкретных социально детерминированных профессиональных ситуациях. Для достижения цели и решения поставленных задач использовалась комплексная методика, которая включала в себя теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение учебно-методической документации ПГАФКСиТ) и эмпирические методы (опрос преподавателей кафедры иностранных языков и языкознания, наблюдение, посещение открытых и показных занятий, беседы с преподавателями и студентами). Проблема формирования профессиональной компетенции преподавателя рассматривается с разных точек зрения. Авторы данной статьи разделяют точку зрения, которая определяет профессиональную компетенцию как совокупность двух компонентов: профессионально-технологического и компонента, включающего ключевые компетенции специалиста. В статье подробно анализируются проблемы современного языкового образования: проблема учебника по иностранному языку, проблема государственного стандарта, проблема квалификации и профессиональной адекватности преподавателя иностранного языка, проблема противоречивости и двусмысленности различных идей и представлений в современном образовании. Предлагаются пути их решения: создание гибкой и мобильной системы повышения квалификации и поиск новых, более эффективных форм взаимодействия образовательных учреждений, методических служб, профессиональных объединений педагогов по целенаправленному непрерывному педагогическому образованию преподавателей иностранного языка.

Список литературы:

1. Павицкая, З. И. Проблема формирования компетенции преподавателя иностранного языка и пути ее решения [Текст] / З. И. Павицкая, В. И. Волчкова, А. Р. Шамсутдинова, Л. К. Ишкинина // Казанская наука. – 2015. – № 6. – Казань : Изд-во Казанский Издательский Дом. – С. 243-246.

2. Красникова-Сорокина, С. В. Содержание профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя в контексте компетентностного подхода [Текст] / С. В. Красникова // Известия Российского государственного университета им. А. И Герцена. Аспирантские тетради : Научный журнал. – № 21 (51). – СПб., 2012. – С. 227-234.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая  парадигма  результата образования» [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее  образование. – 2008. – № 5. – С. 34-42.

4. Волчкова, В. И. Модернизация российского высшего образования на фоне глобализационных вызовов / В. И. Волчкова // Казанский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 60-65.

Показать полный текст