Обоснование персонифицированного подхода к использованию ЭМГ-биоуправления при детском церебральном параличе


Потешкин Артём Валерьевич
магистрант кафедры теории и методики адаптивной физической культуры
artempoteshkin91@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Таламова Ирина Геннадьевна
кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры
talairina@yandex.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Ключевые слова: ЭМГ-тренинг, игровое биоуправление, мышечный тонус, абилитация, спастическая диплегия, гемипаретическая форма

Аннотация: Целью исследования являлось обоснование целесообразности применения технологии биоуправления для детей со спастической диплегией и гемипаретической формой детского церебрального паралича (ДЦП) и подбор оптимальных методов игрового электромиографического тренинга (ЭМГ-тренинг) для клинических форм паралича. Материалы и методы. В исследовании приняли участие один ребёнок со спастической формой в возрасте 7 лет и один ребёнок с гемипаретической формой ДЦП в возрасте 12 лет. В ходе исследования с детьми проводились записи фоновых показателей активности мышц с помощью программно-аппаратного комплекса «БОС-ЛАБ профессиональный +». В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; оценка состояния моторных функций и их изменения с помощью метода количественной оценки «Gross Motor Function Measure – 88» (GMFM-88); метод игрового ЭМГ-тренинга с применением программно-аппаратного комплекса «БОС-ЛАБ профессиональный +»; оценка вестибулярной устойчивости (стабилоанализатор «Стабилан-01-2»); методы математической обработки данных. Результаты. В результате подбора и применения индивидуальных игровых ЭМГ-тренингов совместно с лечебной физической культурой у ребёнка с гемипаретической формой ДЦП снизился чрезмерно высокий мышечный тонус верхней и нижней конечностей, что способствует нормализации моторных функций, а также повышает процессы двигательной адаптации к окружающей среде. Аналогичный эффект достигался в использовании ЭМГ-тренингов в ходе коррекции чрезмерно высокого мышечного тонуса у ребёнка со спастической формой детского церебрального паралича. Но в отличие от гемипаретической формы подход авторов к методике нормализации мышечного тонуса у ребёнка со спастической формой детского церебрального паралича иной: был снижен мышечный тонус сгибателя коленного сустава (двуглавая мышца бедра) и увеличен тонус прямой мышцы бедра, что впоследствии должно улучшить статодинамические показатели ребёнка со спастической формой детского церебрального паралича. Заключение. Для повышения приспособительных возможностей детей с детским церебральным параличом к условиям окружающей среды могут использоваться тренинги по электромиограмме в процессе комплексной абилитации.

Список литературы:

1. Болотов, А. В. Комплексное лечение плосковальгусной деформации стоп у детей и подростков с учетом состояния нейромышечного аппарата нижних конечностей [Текст] : автореф. … дис. канд. мед. наук (14.01.15, 14.03.11) / Алексей Викторович Болотов; Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова. – Москва, 2015. – 25 с.

2. Калягин, М. А. Современные медицинские технологии функционального био-управления в системе медико-психологической реабилитации детей с церебральной патологией [Текст] / М. А. Калягин // Медицинский альманах. – 2010. – №2. – С. 136-138.

3. Потешкин, А. В. Комплексное применение средств физической абилитации у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича на основе психических, возрастных и индивидуальных особенностей [Текст] / А. В. Потешкин, И. Г. Таламова // Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре. – 2017. – С. 25-27.

4. Стоцкая, Е. С. Педагогический анализ тренировочных занятий у пловцов с детским церебральным параличом, находящихся на разных этапах спортивной подготовки / Е. С. Стоцкая, А. Н. Налобина // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 2 (70). – С. 44-46.

5. Briggs, G. G. Drugs in Pregnancy and Lactation [Text] / G. G. Briggs, R. K. Freeman, S. J. Yaffe // Lippincott Williams & Wilkins. – 2002. – Vol. 6. – P. 221-230.

Потешкин Артём Валерьевич (Poteshkin Artyom Valeryevich) – магистрант кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Таламова Ирина Геннадьевна (Talamova Irina Gennadyevna) – кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры; ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Показать полный текст