Повышение устойчивости внимания при развитии двигательной подготовленности у детей с детским церебральным параличом


Гилев Геннадий Андреевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания
gilev@mail.msiu.ru
Образовательная организация: Московский педагогический государственный университет
Яловенко Станислав Владимирович
аспирант кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания

Образовательная организация: Московский педагогический государственный университет
Чернов Юрий Игоревич
кандидат пед. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания

Образовательная организация: Московский политехнический университет
Шамгуллина Гульшат Равильевна
Шамгуллина Гульшат Равильевна
el.w.w@mail.ru
Образовательная организация: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Ключевые слова: детский церебральный паралич, двигательная подготовленность, устойчивость внимания, умственное утомление, двигательные и интеллектуальные нарушения.

Аннотация: Целью исследования явилось экспериментальное обоснование положительной тенденции повышения качества, продолжительности, интенсивности и устойчивости внимания у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в случае улучшения их двигательной и функциональной подготовленности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 15 детей с ДЦП в возрасте 6-7 лет со спастической диплегией и прогностически-спастической диплегией с различной степенью тяжести заболевания и разным уровнем психического развития. Занятия с детьми проводились ежедневно на суше и 3 раза в неделю в водной среде. В работе использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение с экспертной оценкой фиксируемых данных; психологическое тестирование с регистрацией времени, затраченного на выполнение задания, расчетом скорости, коэффициента точности выполнения тестов и устойчивости внимания, определением объема кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти; методы математической статистики. Результаты. Экспертные оценки педагогических наблюдений показали достоверное улучшение двигательной и функциональной подготовленности испытуемых за период проведения педагогического эксперимента. Результаты этих улучшений отразились в существенном развитии сосредоточенности внимания детей, запоминании и правильном повторении отдельных движений, в существенном развитии мыслительных способностей, выражающемся в совершенствовании концентрации и устойчивости внимания, увеличении объема кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти. Заключение. Показана возможность улучшения познавательных способностей, концентрации, устойчивости и перераспределения внимания у детей с заболеванием ДЦП при повышении у них двигательной и функциональной подготовленности.

Список литературы:

1. Власенко, С. В. Клинико-диагностические критерии формирования долгосрочной программы реабилитации двигательных функций у больных ДЦП / С. В. Власенко, Г. М. Кушнир // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 65-69.

2. Канжина, Н. Н. Аудимоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности / Н. Н. Канжина, А. В. Грибанов // Экология человека. – 2009. – № 10. – С. 19-22.

3. Vlasenko, S. V. Rehabilitation potential spasticity muscles in cerebral palsy: adiagnostic and prognostic aspects differentiated approach to rehabilitation / S. V. Vlasenko, G. M. Kushnir, A. M. Nenko // 2 ND PAN-SLAVIC CONGRESS OF CHILD NEUROLOGY : Book of abstracts and congress progamme, Yekaterinburg, Russia 23 - 25 april, 2014. – Yekaterinburg, Russia, 2014. – Р. 48-49.

4. Твардовская, А. А. Особенности психокоррекционной работы по развитию мышления младших школьников с церебральным параличом [Текст] / А. А. Твардовская // Коррекционная педагогика. – 2011. –№ 1 (43). – С. 34-41.

5. Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / авт.-составители О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев // под общей ред. С. П. Евсеева. – М. : Спорт, 2016. – 384 с.

6. Семенова, К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП / К. А. Семенова. – Москва, 1999. – 383 с.

7. Созаева, Н. С. Ранние клинические признаки формирующегося ДЦП и их прогностическое значение / Н. С. Созаева // Русский журнал детской неврологии. – Москва, 2008. – Т. 3, выпуск 4. – С. 26-33.

8. Амосов, Н. Раздумья о здоровье / Н. Амосов // Наука и жизнь. – 1997. – № 6. – С. 14-27.

9. Neibauer, J. Cardiovascular effects of exercise: role of endothelial shear stress/J. Neibauer, J. P. Cooke //J. Am. Coll. Cardiol. – 1996. – № 265. – P. 2679-2687.

10. Гилев, Г. А. Физическая и функциональная подготовленность студентов специальной и основной медицинских групп / Г. А. Гилев, С. К. Романовский // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 2 (53). – С. 103-107.

11. Поликанова, И. С. Психофизиологические детерминанты развития утомления при когнитивной нагрузке : дис. ....канд. псих. наук / И. С. Поликанова. – М., 2013. – 240 с.

12. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

13. Чебыкина, С. М. Коррекция функционального состояния центральной нервной системы студентов вуза средствами физической культуры : дис. ....канд. пед. наук / С. М. Чебыкина. – М., 1999. – 164 с.

Гилев Геннадий Андреевич – доктор пед. наук, профессор, ЗРФК РФ, ПР ВО РФ, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета, ga.gilev@mpgu.edu

Яловенко Станислав Владимирович – аспирант кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета

Чернов Юрий Игоревич – кандидат пед. наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Московского политехнического университета

Шамгуллина Гульшат Равильевна – ст. преподаватель кафедры теории и методики гимнастики и борьбы, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Показать полный текст