Развитие инватуризма в Республике Татарстан: проектный подход


Сафина Зульфия Нурмухаметовна
доктор педагогических наук, профессор кафедры сервиса и туризма
zifti@yandex.ru
Образовательная организация: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Малыхина Дарья Владиславовна
студентка 3-го курса
malyhina.dashka@mail.ru
Образовательная организация: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Ключевые слова: инватуризм, социальное партнёрство, проектный подход

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы развития инватуризма в Республике Татарстан как отдельного направления туризма, ориентированного на обеспечение доступности объектов историко-культурного наследия лицам с инвалидностью. Авторы, анализируя проблему, выявили ряд противоречий, среди которых наиболее значимым представляется следующее: туристский потенциал республики, г. Казани для данной категории граждан остаётся невостребованным. Изучение деятельности туроператоров, турагентов на предмет предоставления туристских услуг инвалидам различных нозологий, в том числе мобильно ограниченным, потребностей инвалидов в доступности к уникальным объектам позволило определить проблемное поле исследования – каковы условия формирования инватуризма в республике и ее столице? Нарастающая динамика позитивных тенденций, связанная с реализаций целого ряда программных документов по реализации прав инвалидов, созданию безбарьерной среды, стала предпосылкой осознания обществом значимости данного вопроса, что актуализировало ряд исследовательских задач – роль органов власти и местного самоуправления, бизнеса, некоммерческих организаций в решении проблемы, вовлеченность образовательных организаций, самих граждан в развитие темы. Авторы отмечают, что в дискуссионном поле исследователей остается анализ сущности и содержания основных понятий и категорий обозначенной проблемы, таких как социальный туризм, инклюзивный туризм, доступный туризм, инватуризм, а также поиск эффективных механизмов и технологий ее конструктивного решения. Проектный подход позволил авторам разработать модель социального партнёрства в развитии инватуризма в республике с включенностью в решение проблемы всех заинтересованных структур, объединением ресурсов – административных, материально-технических, инновационных, социального опыта и других, где образовательные организации, в том числе с участием в проекте волонтеров, занимают свое особое место. Результаты исследования и опыт личного участия авторов в реализации идей инклюзии по рекомендации кафедры сервиса и туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма включены в рабочие программы отдельных дисциплин по направлениям «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело» в целях развития ключевых компетенций студентов и их сопричастности к решению важнейшей социальной проблемы.

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы». Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru/71265834
  2. ЮНВТО: Рекомендации по доступному туризму (Приняты на основании резолюции A/RES/637(XX) Генеральной Ассамблеи ЮНВТО в августе 2013 г.) (новая редакция рекомендаций ЮНВТО по туризму от 2005 г.) // Всемирная туристская организация, 2016, Мадрид.
  3.  Зайцева, Н. А. Безбарьерный туризм (для бакалавров) : Учебное пособие / Н. А. Зайцева, Д. Б. Шуравина. – М. : КноРус, 2016. – 176 с.
  4. Шимолина, М. В. Современное состояние паратуризма / М. В. Шимолина //Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в ХХI веке. Т .2 – 2014. – С. 206-209. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21693535.
  5. Мальцева, А. А. Социальный туризм для маломобильных групп населения / А. А. Мальцева, В. А. Чернова // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в ХХI веке. – Т. 1 – 2016. – С. 274-277. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396597.
  6. Скворцов, В. Н. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в туристическую деятельность / В. Н. Скворцов // Социальные и медико-биологические основы коррекции функционального состояния организма. – 2015. – С. 151-155. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27025825.
  7. Узденова, С. Б. К некоторым вопросам организации туризма для людей с особыми потребностями при их взаимодействии со студенческой молодёжью. /С. Б. Узденова, К. Б. Ошнокова // Современные технологии в мировом научном пространстве : Сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2017., Уфа. – С. 147-149. Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp
  8. Ерохина, А. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех – перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость / А. Ерохина [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rushkolnik.ru/docs/258/index-511029.html  
  9. Сафина, З. Н. Организации сервиса: социально-культурная деятельность/ З. Н. Сафина // Туризм, сервис и образование: исследовательские проекты : Материалы I международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 73-79. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29886544  

Сафина Зульфия Нурмухаметовна – доктор педагогических наук профессор, профессор кафедры сервиса и туризма Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: zifti@yandex.ru

Малыхина Дарья Владиславовна – студентка 3-го курса Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: malyhina.dashka@mail.ru.

Показать полный текст