Двигательное действие спортсмена: введение в спортивную кинезиологию


Визитей Николай Николаевич
доктор-хабилитат философии, профессор Государственного университета физического воспитания и спорта Молдовы
n.vizit.n@mail.ru
Образовательная организация: Государственный университет физического воспитания и спорта Молдовы, Кишинев, Республика Молдова
Манолаки Вячеслав Григорьевич
доктор-хабилитат педагогики, профессор, ректор
anticamerausefs@mail.ru
Образовательная организация: Государственного университета физического воспитания и спорта Республики Молдова

Ключевые слова: спортивная кинезиология, действие как предмет философской антропологии, психологические механизмы двигательного действия

Аннотация: Двигательное действие спортсмена анализируется как целостный акт человеческого поведения, как поступок человека. Разрабатывается проблема методологических основ спортивной кинезиологии. Двигательное действие исследуется комплексно: с позиций философской антропологии, современной психологии, а также социологии спорта. Рассматривается вопрос о механизмах двигательного действия спортсмена и условиях, при которых оно является эффективным как в прикладном, так и в социально-культурном плане. В соответствии с представлениями философской антропологии двигательное действие, как и любой поведенческий акт человека, имеет тройственную структуру: внешнее, внутреннее, трансцендентное. Его осуществление связано с актуализацией трёх взаимообусловленных переживаний: чувства среды, чувства тела и чувства человеческого Я, что, однако, обычно не принимается во внимание в современной науке о спорте, и это ведёт к существенным просчётам познавательного и практического характера. Не учитывается, в частности, что двигательное действие производит своего субъекта, генерирует сознание, а не просто управляется готовым сознанием, существующим до процесса осуществления самого действия. При таком анализе чаще всего игнорируется то обстоятельство, что это действие имеет не только моторную, но и смысловую структуру, именно которой, прежде всего, соответствуют афферентные и эфферентные координации и синтезы, составляющие функциональную основу совершаемого движения. Существенно также, что спорт по своему социально-культурному содержанию – это самодостаточная соревновательная деятельность. Здесь сама по себе победа – высшая ценность. Это предопределяет характер реализующегося в двигательном действии волевого усилия, которое предполагает получение и удержание в фокусе внимания интегральных, медитационных по своему характеру переживаний, где «чувство среды» и «чувство тела» образуют психосоматическое единство (типа «чувства воды» у пловца). Показано, что обладающее указанными качествами двигательное действие спортсмена имеет высокий социально-культурный и воспитательный потенциал, который, однако, в наши дни всё ещё используется лишь частично.

Список литературы:

  1. Бахтин, М. К философии поступка / М. К. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. – М. : Наука, 1986. – С . 80-160.
  2. Гелен, А. О систематике антропологии /А. Гелен //Проблема человека в Западной философии. – М. : Прогресс, 1988. – С. 152-206.
  3. Гордеева, Н. Функциональная структура действия / Н. Гордеева, В. Зинченко. – М. : МГУ, 1982. – 208 с.
  4. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. – СПб. : «Ювента» «Наука», 1999. – 606 с.
  5. Там же.
  6. Там же.
  7. Дмитриев, С. Л. Донской и развитие отечественной биомеханики: от биоцентризма к психосемантике двигательных действий / С. Л. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 11. – С. 4-16.
  8. Плеснер, Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер // Проблема человека в Западной философии. – М. : Прогресс, 1988. – С. 152-206.
  9. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в Западной философии. – М .: Прогресс, 1988. – С.31-95.
  10. Хенгстенберг, Г. К ревизии понятия человеческой природы / Г. К. Хенгстенберг // Философия человека в современной зарубежной философии : Тексты. – М. : Институт философии АН СССР, 1975. – С. 65-78.
  11. Бернштейн, Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. Бернштейн // Физиология движений и активность. – М. : Наука, 1990. – С.245-462.
  12. Боген, М. Обучение двигательным действиям / М. Боген. – М. : Физкультура и спорт,1985. – 192 с. 13.  
  13. Гордеева, Н. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н. Гордеева. – М. : Тривола, 1995. – 321 с.
  14. Визитей, Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н. Визитей. – Кишинев : Штиинца, 1989. – 110 с.
  15. Гордеева, Н. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н. Гордеева. – М. : Тривола, 1995. – 321 с.
  16. Гальперин, П. Предисловие к книге: Боген М. Обучение двигательным действиям / П. Гальперин. – М. : Физкультура и спорт,1985. – С. 5-8.
  17. Рид, Э. Уроки по теории действия / Э. Рид // Управление движениями. – М. : Наука, 1990. – С.7-19.
  18. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. – М. : Наука, 1992. – 380 с.
  19. Рубинштейн, С. Основа общей психологии / С. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1999. – 712 с.
  20. Зинченко, В. Проблема объективного метода в психологии / В. Зинченко, М. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1987. – № 7. – С. 110-122.
  21. Визитей, Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки / Н. Визитей. – М. : Советский спорт, 2009. – 184 с.
  22. Зинченко, В. Проблема объективного метода в психологии / В. Зинченко, М. Мамардашвили //Вопросы философии. – 1987. – №7. – С. 110-122.
  23. Рид, Э. Уроки по теории действия / Э. Рид // Управление движениями. – М. : Наука, 1990. – С. 7-19.
  24. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в Западной философии. – М. : Прогресс, 1988. – С. 31-95.
  25. Там же.
  26. Зинченко, В. Проблема объективного метода в психологии / В. Зинченко, М. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1987. – № 7. – С. 110-122.
  27. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. – М. : Наука, 1992. – 380 с.
  28. Бахтин, М. К переработке книги о Достоевском / М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1979. – С. 308-327.
  29. Ницше, Ф. Веселая наука. Злая мудрость / Ф. Ницше. – М. : ЭКСМО, 2007. – 526 с.
  30. Тиллих, П. Мужество быть / П. Тиллих // Избранное. Теология культуры. – М. : Юристъ, 1998. – С.7-131.
  31. Визитей, Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н. Визитей. – Кишинёв : Штиинца, 1989. – 110 с.
  32. Матвеев, Л. Теория и методика физической культуры / Л. Матвеев. – М. : Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
  33. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. 2-е изд. – Т. 42. – С. 41-174.

Визитей Николай Николаевич – доктор-хабилитат философии, профессор Государственного университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, e-mail: n.vizit.n@mail.ru

Манолаки Вячеслав Григорьевич – доктор-хабилитат педагогики, профессор, ректор Государственного университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, MD-2024, Chisinau, 22A. Doga street; e-mail: anticamerausefs@mail.ru

Показать полный текст