Навигация

Статья

Формирование профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе (1.25 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Гарифуллин Руслан Шамилевич
кандидат технических наук, доцент
Международный идентификатор автора: ORCID: 0000-0001-9182-0474
Образовательная организация: Казанский государственный архитектурно-строительный университет; Казань, Россия
Шинкарев В. В.
Международный идентификатор автора: 0000-0002-1147-3490
Образовательная организация: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
Сабиров А. М.
Международный идентификатор автора: 0000-0003-3143-5495
Образовательная организация: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
Аннотация:

Цель: исследовать возможность формирования профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в вузе.

Методы и организация исследования. Теоретическое моделирование, интерпретация, опросно- диагностические методы, экспертная оценка, наблюдение, педагогический эксперимент, математи- ческая обработка результатов исследований. В исследовании принимали участие 30 преподавате- лей кафедры физического воспитания и спорта и тренерский состав Казанского государственного архитектурно-строительного университета. На первом этапе определяли инструментарий и методику проведения исследования, на втором этапе разработали модель формирования профессиональной компетентности педагогов по физической культуре в вузе. Третий этап включал экспериментальные исследования по формированию профессиональной компетентности преподавателей с учетом при- менения разработанной модели.

Результаты исследования. В начале эксперимента определяли исходный уровень профессиональной компетентности педагогов, которые составляли контрольную и экспериментальную группы. В кон- трольной группе формирование компетентности педагогов осуществляли путем прохождения курсов повышения квалификации по стандартной программе, согласно которой слушателям курсов читали лекции, проводили с ними семинарские занятия по различным модулям программы. После освоения курса каждый слушатель выполнял итоговую аттестационную работу по выбранной теме. Преподава- тели экспериментальной группы проходили обучение по программе повышения квалификации с уче- том разработанной модели формирования компетентности. По окончании обучения в обеих группах проводили повторное определение ранее изученных показателей и сравнивали полученные данные. В результате исследований установлено, что уровень профессиональной компетентности преподавателей экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с таковым контрольной группы.

Заключение. Показано, что для эффективного формирования профессиональной компетентности пе- дагогов недостаточно стандартных программ повышения квалификации, реализуемых в настоящее время в вузах. Необходимо наличие специальной технологии обучения, которая реализуется в разра- ботанной педагогической модели формирования профессиональной компетентности педагогов.

Список литературы:
  1. Агеев, С.Л. Анализ направлений развития профес- сиональной компетентности преподавателя фи- зической культуры в системе повышения квали- фикации / С.Л. Агеев // Проблемы и перспективы развития физической культуры в современном об- разовании: материалы докладов Международной НПК. – 2014. – С. 11-13.
  2. Андрух, О.Н. Компетентностная модель преподава- теля вуза / О.Н. Андрух, А.С. Сидорова // Известия Института инженерной физики. – 2014. – № 2 (32). – С. 81-84.
  3. Дорофеев, A.A. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / A.A. Доро- феев // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 31-33.
  4. Кривко, О.А. Педагогические технологии при фор- мировании профессиональной компетентности тренера по виду спорта / О.А. Кривко, В.П. Русанов // Вестник КАСУ. Педагогика и образовательные технологии. – 2010. – С. 37-40.
  5. Криличевский, В.И. Формирование профессио- нальной компетентности педагога / В.И. Криличев- ский, А.В. Голубев // Актуальные проблемы физиче- ской и специальной подготовки силовых структур: научный журнал. – 2014. – №2 (25). – С. 60-64.
  6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реа- лизации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 11-17.
  7. Мугаттарова, Э.Р. Формирование здоровьесбере- гающей среды технического вуза с использова- нием метода стратегического планирования / Э. Р. Мугаттарова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 1 (132). – С. 20-24.
  8. Осипов, А. Ю. Физическое воспитание студенче- ской молодежи в современных условиях / А.Ю. Осипов, В.М. Гуралев, Е.И. Кокова, В.И. Пазенко // Вестник Череповецкого государственного универ- ситета. – 2013. – № 1 (46). – С. 100-103.
  9. Правдов, М.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе прове- дения конкурсов профессионального мастерства / М.А. Правдов, Н.Б. Павлюк, Д.М. Правдов и др. // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9 (17). – С. 70-74.
  10. Федотов, А.Д. Компетентостный подход к анализу кадрового обеспечения системы физической куль- туры и спорта высшего образования Республики Татарстан / А.Д. Федотов, В.Л. Калманович // Наука и спорт: современные тенденции. – 2017. – № 2 (15). – С. 59-62.