Навигация

Статья

Эволюция системного подхода и пути повышения физического состояния человека (0.34 Mb, pdf) Скачать
Авторы:
Гуляева С. С.
Международный идентификатор автора: 0000-0002-8036-460Х
Образовательная организация: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
Аннотация:

Цель работы – анализ эволюции  системного  подхода  как  основополагающего  методологическо- го направления современного научного познания и раскрытие практического опыта специалистов     в области физического воспитания и спорта по использованию принципа системного подхода в физкультурно-спортивной деятельности, повышении показателей физического состояния человека. Методы и организация исследования. Теоретико-методологическая база исследования основывается на общефилософских, общенаучных и частнонаучных уровнях научного познания. Работа выполнена на основании изучения теоретических и эмпирических системных концепций, содержит обзор пере- довых педагогических технологий.

Результаты исследования. Внедрение в научные представления системного подхода отразилось в различных научных направлениях. Объективизация человека как сложной функциональной системы дает возмож- ность получать более достоверную информацию о механизмах ее функционирования, выявлять и система- тизировать внешние и внутренние взаимосвязи, определять, оценивать особенности и свойства организма. Заключение. Можно констатировать, что комплексный подход специалистов к проблеме оздоровле- ния и физического совершенствования человека показывает свою плодотворность, а дифференциа- ция и интеграция научных знаний позволяют расширить диапазон видов деятельности, способствую- щих эффективному решению прикладных задач физического воспитания и спорта.

Список литературы:
  1. Абольянина, С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Г. Абольянина.– Хабаровск, 2009.– 24 с.
  2. Артеменков, А.А. Концепция оптимизации функцио- нального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: автореф. дис. … д-ра биол. наук /А.А. Артеменков. – Смоленск, 2015. – 48 с.
  3. Аслаханов, Саид-Али М. Педагогическая концепция развития системы физического воспитания этнофо- ров на основе базовых ценностей этнопедагогики: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Саид-Али М Аслаха- нов. – Майкоп, 2014. – 54 с.
  4. Баянова, О.В. Оценка морфологических и функцио- нальных параметров сельских школьников в усло- виях внедрения здоровьесберегающих технологий: автореф. дис. … канд. биол. наук / О.В. Баянова. – Тю- мень, 2000. – 23 с.
  5. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин.– М.: Наука,- 1973.– 271 с.
  6. Большаков, А.М. Система оценки психической рабо- тоспособности для целей профилактической меди- цины / А.М. Большаков, В.Н. Крутько, Т.М. Смирнова и др. // Вестник С-ПГМА им. И.И. Мечникова, 2002. – № 1-2. – С. 105-110.
  7. Виторская, Н.М. Системный подход к здоровью / Н.М. Виторская [Электронный ресурс] // URL: https://med. wikireading.ru/21666. Дата обращения: 09.09.2017.
  8. Готовцев, Е.В. Мониторинг состояния здоровья и фи- зической подготовленности студентов как методоло- гия анализа и оценки продуктивности процесса фи- зического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Германов, Ю.В. Романова, И.В. Машонина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – № 1 (83). – 2012. – С. 40-45.
  9. Давыдов, О.Ю. Система базовой атлетической подго- товки студентов (на примере Уральского федераль- ного университета): автореф. дис. … д-ра пед. наук / О. Ю. Давыдов. – Майкоп – 2012. – 50 с.
  10. Жулидов, В.Д. Синергетика, её  основные поло- жения / В.Д. Жулидов, Е.Э. Френкель  [Электрон- ный ресурс] // URL: https://scienceforum.ru/2017/ article/2017030973. Дата обращения: 02.02.2017.
  11. Журавин, М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здо- ровья детей / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков. – М.: Академия, 2001. – 448 с.
  12. Изаак, С.И. Состояние физического развития и фи- зической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии попу- ляционного мониторинга: дис. … д-ра пед. наук / С.И. Изаак. – Спб., 2006. – 348 с.
  13. Исаков, В.Л. Педагогический мониторинг как сред- ство повышения эффективности учебного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Л. Исаков.– Ижевск, 2007. – 20 с.
  14. Комплекс мер по совершенствованию охраны здо- ровья населения Российской Федерации [Элек- тронный ресурс] // URL: http://medbe.ru/materials/ obshchestvennoe-zdorove-i-zdravookhranenie/ kompleks-mer-po-sovershenstvovaniyu-okhrany- zdorovya-naseleniya-rossiyskoy-federatsii/. Дата об- ращения: 02.06.2015.
  15. Кондаков, В.Л. Системные механизмы конструиро- вания физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.Л. Кондаков. – СПб. – 2013. – 50 с.
  16. Кочкарева, М.Ю. Системный подход к оздоровлению детей в дошкольном образовательном  учрежде- нии / М.Ю. Кочкарева [Электронный ресурс] // URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/8166/1/ valeo_2006_114.pdf. Дата обращения: 23.01.2017.
  17. Лыков, Е.В. Педагогическая технология интегратив- ного контроля физкультурного образования школь- ников Крайнего Севера: дис канд. пед. наук / Е.В. Лыков. – Красноярск, 2005. – С. 4.
  18. Малышев, А.А. Содержание и организация регио- нально ориентированного физического воспитания детей дошкольного возраста субтропического райо- начерноморского побережья Кавказа : автореф. дис.… канд. пед. наук / А.А. Малышев. – Краснодар, 2009. – 27 с.
  19. Михайлова, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессиональной подготовки студентов / Л.В. Михайлова, Н.Г. Летунова // Теория и практика физической культуры, 2012. – № 4. – С. 34-37.
  20. Муратова, И.В. Интегральная оценка физической подготовленности учащихся младших классов с уче- том возрастных особенностей структуры моторики: автореф. дис. …канд. пед. наук / И.В. Муратова. – М., 2010. – 25 с.
  21. Мустафина, Р.Г. Морфофункциональные особенности и умственная работоспособность школьников 13 лет различных режимов обучения и двигательной актив- ности: автореф. дис. … канд. биол. наук / Р.Г. Мустафи- на. – Казань, 2005. – 23 с.
  22. Панчук, Н.С. Педагогическое моделирование фор- мирования осознанного отношения к здоровьесбе- регающей деятельности студентов вуза / Н.С. Панчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2012. – № 1 (83). – С. 127-131.
  23. Примаков, К.А. Комплексная оценка физического развития  двигательных  качеств,  функционального и психофизиологического состояния мальчиков- подростков, занимающихся боксом: дис. канд. пед. наук / К.А. Примаков. – Ярославль, 2008. – С. 4-12.
  24. Рубахин, Д.Е. Двигательный компонент как средство формирования мотивационной готовности школьни- ков к занятиям физической культурой / Д.Е. Рубахин // Вестник спортивной науки.– 2010.– № 5.– С. 59-62.
  25. Русанов, В. П. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специали- стов в вузе / В.П. Русанов, С.М Рябцев, М.С. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3 / [Электронный источник] // URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=26393. Дата обращения: 11.05.2018.
  26. Стефановский, М.В. Организация комплексного кон- троля в системе физического воспитания студентов вузов: дис. … канд. пед. наук / М.В. Степановский.– М., 2009. – 173 с.
  27. Сукталиева, Э.В. Системный подход к проблеме здо- ровьесбережения студентов / Э.В. Сукталиева // Со- временные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 131-134.
  28. Табакова, Е.А. Нормативная оценка физического раз- вития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.А. Табакова. – М., 2002. – 23 с.
  29. Титулов, Р.В. Комплексное развитие и контроль скоростно-силовых способностей у юношей- учащихся средних специальных учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук / Р.В. Титулов. – Май- коп, 2009. – 23 с.
  30. Туманова, Н.С. Оценка риска нарушений здоровья детей школьного возраста в зависимости от показа- телей липидного профиля: автореф. дис…канд. мед. наук / Н.С. Туманова. – Владивосток, 2014. – 22 с.
  31. Филиппов, Н.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы с населени- ем по месту жительства в современных социально- экономических условиях (на примере Республики Беларусь): автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н.Н. Фи- липпов. – М., 2005. – 52 с.
  32. Харитонова, Л.Г. Технология диагностики физическо- го состояния и педагогические пути оздоровления контингента детей Сибири / Л.Г. Харитонова, И.А. Кузнецова // Теория и практика физической культу- ры. – 2005. – № 10. – С. 50-51.
  33. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятель- ность / Э.Г. Юдин. – Эдиториал УРСС, 1997. – 445 с.
  34. Bertalanffy L. von. Vom Sinn und der Einheit der Naturwissenschaf- ten. – «Der Student». – Bd. II, 1947. – № 7-8. – S. 10-11.
  35. Bertalanffy L. von. Zu einer allgemeinen Systemlehre. // «Biologia General is». – Bd. 19. – 1949. – S. 114-129.
  36. Torstveit M.K., Johansen B.T., Haugland S.H. Stea T.H. Participation in organized sport is associated with decreased likelihood of unhealthy lifestyle habits in abolescents // Scandinavian journal of medicine & science in sport, 2008. – V. 28. – S. 2384-2396.