Навигация

Статья

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (0.32 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Фонарев Дмитрий Владимирович
Погудин Сергей Михайлович
Аннотация:

Цель исследования – теоретически обосновать значение физкультурно-спортивной ориентации в системе многолетней подготовки спортивных резервов и выявить распределение высококвалифицированных спортсменов Пермского края по их региональной принадлежности и спортивному окружению среди ближайших родственников. Методы и организация исследования. Проведен анализ данных литературы по проблеме ориентации отечественных спортсменов. В анкетировании участвовали 36 спортсменов в возрасте от 18 до 26 лет, которые являются членами сборных команд региона и Российской Федерации в лыжных гонках, биатлоне, в различных видах легкоатлетического бега, спортивных единоборств. Результаты исследования и их обсуждение. В научно-методической литературе отмечаются противоречия в значении физкультурно-спортивной и спортивной ориентации в системе многолетней подготовки спортсменов. Физкультурно-спортивная ориентация и спортивная ориентация не тождественны по своему назначению и предусматривают различные социальные функции в организации физкультурно-спортивной деятельности. Выявленная нами в результате анкетного опроса генеалогическая обусловленность высокой спортивной квалификации у представителей различных видов специализированной подготовки вызвана не столько условиями воспитания детей в спортивных семьях, сколько благоприятными наследственными задатками физического потенциала. Заключение. На первом этапе многолетней подготовки детей и подростков в спортивных школах актуальной является физкультурно-спортивная ориентация. Очевидно, дети с высоким уровнем физического здоровья их родителей при оптимальных условиях физического совершенствования имеют преимущество среди сверстников в развитии физических способностей, а также более выраженную потребность в спортивной деятельности и достижении в ней высоких результатов.

Список литературы:
  1. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / С.Е. Бакулев. – 2012. – 412 с.
  2. Ботяев, В.Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей: дисс. ... д-рапед. наук: 13.00.04 / В.Л. Ботяев. – 2015. – 404 с.
  3. Вершинин, М.А. Современные тенденции построения системы отбора на различных этапах многолетней спортивной подготовки / М.А. Вершинин, С.В. Вандышев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – № 1 (15). – С. 23-27.
  4. Губа, В.П. Междисциплинарные исследования одаренности детей к спортивной деятельности / В. П. Губа // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и новации: Сб. научных и научно-методических статей. – том 1. – М., 2018. – С. 317-330.
  5. Ермаков, А.В. Психолого-педагогическое обоснование использования различных систем судейской оценки на примере соревнований по правилам рукопашного боя и смешанного боевого единоборства (mma) / А.В. Ермаков, В.С. Пьяннико и др. // Экстремальная деятельность человека. – 2018. – С. 54-60.
  6. Кучкин, С.Н. Физиологические основы спортивного отбора / С.Н. Кучкин, В.М. Ченегин // Физиология человека : учебник / под ред. В. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – Гл. 22. – С. 449-462.
  7. Селуянов, В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М. П. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 1 12 с.
  8.  Семенов, JI.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психологические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2005. – 142 с.
  9.  Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергиенко. – М.: Сов. Спорт, 2013. – 1048 с.
  10. Спортивная кардиология: руководство для врачей / под ред. А.Г. Дембо, Э.В. Земцовский. – Ленинград: Медицина, Ленин гр. отд-ние, 1989. – 460 c.
  11. Староста, В. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом / В. Староста // Физическая культура. – 2003. – № 2. – С. 51-55.
  12. Фатьянов, И.А. Стратегии повышения конкурентоспособности марафонцев / И.А. Фатьянов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 5 (135). – С. 220-225.
  13. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010. – 197 с.
  14. Фонарев, Д.В., Фонарева Е.А. Практика применения комплексного педагогического контроля в процессе спортивно ориентированного физического воспитания школьников: монография. – М.: Издательство: Печать-Сервис-XXI век. 2017. – 162 с.
  15. Шинкарук, О.А. Отбор спортсменов и ориентация их подготовки в процессе многолетнего совершенствования (на материале олимпийских видов спорта): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шинкарук О.А. – Киев, 2011. – 42 с.
  16. Corlaci, I., Hidi, I.L., Vasilescu, D., Stoica, M. The Motivational Profile of Individual Practitioners of Sports Performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 84, 9 July 2013, Pages 1646-1650.
  17. Dacica, L. The Formative Role of Physical Education and Sports Procedia - Social and Behavioral Sciences, 5 May 2015, Vol. 180, P. 1242-1247
  18. Jamshidi, A., Hossien, T., Sajadi, S. The relationship between sport orientation and competitive anxiety in elite athletes. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 30, 2011, P. 1161-1165
  19. Tekin, M., Yildiz, M., Hasan, S., Devecioglu, S., Ulucan, B. Surveying the Relationships between the Goal Orientations of the Students Sporting as Team Sport and Individualistically and the Level of Their Basic Psychologic Needs at the School of Physical Education and Sports. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 46, 2012, P. 267-272.
  20. Žumárová, M. Intense Sports Activities of Children and their Support in the Contemporary Family. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 16 January 2015, Vol. 171, P. 494-502.