Навигация

Статья

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (0.33 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Баранов Андрей Николаевич
Быстрицкая Елена Витальевна
Реутова Ольга Викторовна
Замашкина Алевтина Евгеньевна
Аннотация:

Цель – выявить закономерности построения и компоненты индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре с применением элементов хореографии, музыки, а также таких видов спорта, как теннис, футбол, бадминтон и плавание. Методы и организация исследования. В констатирующем исследовании приняли участие 427 воспитанников ДОУ в возрасте от 5 до 7 лет. Определялись особенности здоровья воспитанников ДОУ, направления инновационной деятельности в ДОУ, уровень интеграции различных видов учебных занятий для дошкольников старшей и подготовительной групп, а также уровень развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры вблизи микрорайона ДОУ. Формирующий эксперимент включал в себя программу проектирования индивидуальных образовательных траекторий дошкольников по формированию их культуры здоровья на занятиях ОФП с применением антропных образовательных технологий. Апробация программы была проведена на базе МБДОУ №141 г. Дзержинска. В исследовании приняли участие 147 воспитанников старшей и подготовительной групп. В качестве показателей достоверности программы были рассмотрены динамика соматического здоровья дошкольников на основании средневзвешенной оценки по десятибалльной шкале, показатели тревожности и агрессивности по адаптированным методикам, уровень сотрудничества и привлечение родителей к образовательному процессу их детей на основании экспертной оценки, а также интеллектуальные показатели по рекомендованным тестам интеллектуальной готовности дошкольников. Достоверность результатов была доказана на основании вычислений коэффициента Стьюдента. Результаты исследования. На основании проведенной диагностики были определены потенциалы занятий ОФП, хореографией, музыкой, которые необходимы для реализации программы подготовки дошкольников для обучения в школе. Выявлены антропные технологии, наиболее эффективные в образовательном процессе дошкольников, а также критерии трехкомпонентного здоровья дошкольников, которые должны стать основой проектирования их образовательной траектории. Представлены компоненты индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по ОФП с элементами хореографии, музыки и отдельных видов спорта. Заключение. Индивидуальная образовательная траектория по формированию физического, психического и социального здоровья дошкольников на основании антропных образовательных технологий является средством реализации личностно-деятельностного подхода к образованию на следующих уровнях и является способом интеграции семейного и институционального физического воспитания, эффективной селекционной работы и интеграции двигательной активности обучения, физического и интеллектуального воспитания и творчества дошкольников. Как показали результаты исследования, применение антропных образовательных технологий, ориентированных на реализацию индивидуального физического, психологического и социокультурного потенциала ребенка в структуре его индивидуальной образовательной траектории на занятиях общефизической подготовкой с элементами различных видов спорта и искусства, эффективно в повышении уровня готовности детей к обучению в школе. В большей степени при такой деятельности изменяется показатель агрессивности и тревожности детей, что свидетельствует об улучшении психического здоровья, а также показатели сотрудничества, что свидетельствует о высокой вероятности интенсивной адаптации дошкольников к роли ученика и учебному коллективу.

Список литературы:
  1. Быстрицкая, Е.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения / Е. В. Быстрицкая, А. В. Стафеева / Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 26-34.
  2. Илалтдинова, Е.Ю. Игра в воспитательном пространстве детско-взрослого сообщества / Е. Ю. Илалтдинова // Народное образование. – 2014. – № 6. – С. 45-51.
  3. Реутова, О.В. Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС / О.В. Реутова, Е.Л. Григорьева // Вестник КГПУ им. Астафьева. – 2017. – № 2 (40). – С. 103-105.
  4. Стафеева, А.В Методика использования степ-аэробики в процессе физического воспитания дошкольников / А. В. Стафеева, А. Е. Замашкина // Успехи современной науки и образования. – Том 2, №4. – 2017. – С. 206-209.
  5. Фролова, С.В. Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента / С. В. Фролова // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 1120-1122.
  6. Crum B.A critical review of competing PE concepts // J. Mester (ed.), Sport sciences in Europe 1993 – Current and future perspectives. – Aachen: Meyer & Meyer, 2014. – P. 516-533.
  7. Hardman K. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context // Varnes J.W., Gamble D. & Horodyski M.B. (Eds.). Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. – Gainsville FL, University of Florida, 2015. – P. 78-81.
  8. Kosiewicz J. The Theory of Physical Education as a Practical Discipline // Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. Vol. 1. – Polish Scientific Publishers, 2007. – P. 47-58.
  9. Rikard G.L., Banville D. High school student attitudes about physical education. Sport, Education and Society. – 2016. vol. 11(4). – P. 385-400.
  10. Stolyarov V. Problemy teorii kultury fizyczney. Analiza metodologiczna // Filozofia kultury fizycznej. Koncepcje i problemy, b. I. – Warszawa, 2010. – P. 302-308.
  11. Volkwein-Caplan Karin. Fitness – The Global Sport for All? // Volkwein-Caplan  Karin A.E. Culture, Sport and Physical Activity. – Oxford: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2014. – P. 46-53.
  12. Zieliński Konrad. Physical Education As Education To Sport For All. Personalistic Perspective // Kosiewicz J., Obodyński K. /eds./. Sport and Society. – Rzeszow, 2014. – P. 137-144.