Навигация

Статья

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ СРЕДСТВ КАРАТЕ В КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (0.32 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Лернер Виктория Леонидовна
Дерябина Галина Ивановна
Филаткин Алексей Сергеевич
Платонова Яна Валентиновна
Аннотация:

Цель. Ситуативность соревновательного поединка в карате требует от спортсмена комплексного проявления двигательных способностей. В то же время двигательная сфера тесно связана с функцией слухового анализатора. Следовательно, слуховая депривация окажет влияние на все виды двигательных способностей, но в первую очередь это скажется на координационных, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Технические (удары ногами и руками, блоки) и тактические (мгновенное оценивание ситуации и принятие верных решений) средства традиционного карате эффективно воздействуют на коррекцию разнообразных проявлений двигательной координации, а посредством двигательного опыта в виде усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, повышенной координационной сложности, влияют на их развитие.

Методы и организация исследования. Для решения задачи теоретического обоснования проблемы исследования использовался комплекс взаимодополняющих теоретических методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных статей, посвященных адаптивной физической культуре; абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Результаты исследования. В ходе исследования были проанализированы наиболее часто встречающиеся отклонения в проявлении различных компонентов координационных способностей детей со слуховой депривацией; конкретизированы сенситивные периоды развития данного вида двигательных качеств у детей с нарушениями слуха; определены основные приемы и действия карате, благоприятно влияющие на ход развития координационных способностей.

Заключение. В ходе исследования было сделано заключение, что коррекция и развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха представляют первостепенную задачу адаптивной физической культуры; наиболее благоприятный возраст – младший школьный; приемы и действия традиционного карате имеют глубокий потенциал результативного воздействия на все виды координационных способностей детей данной нозологии.

Список литературы:

1.                  Балашова, В.Ф. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением слуха / В.Ф. Балашова, А.В. Рева // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». – 2018. – №2 (9). – С. 34-37.

2.                  Занятия каратэ как средство развития координационных способностей детей среднего школьного возраста с нарушением слуха / Ю.А. Бахарев, А.В. Ермилычев, В.П. Тупицын, А.С. Лобанов, А.М. Морозов // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 1 (77). – С. 8-10.

3.                  К вопросу формирования и совершенствования координационных способностей младших школьников с нарушениями слухового анализатора / Г.И. Дерябина, В.Л. Лернер, А.С. Филаткин, Я.В. Платонова, Т.А. Селитреникова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019 г. – Т. 22, № 1. – С. 29-34.

4.                  Новиков, И.В. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики / И.В. Новиков, В.В. Новиков // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 2 (32). – С. 113-116.

5.                  Особенности проведения занятий физической культурой с глухими и слабослышащими детьми / К.В. Селезнев, И.Ю. Иванова, В.И. Касьяненко, В.Г. Симоненко // Философия образования. – 2017. – № 3 (72). – С. 95-102.

6.                  Особенности проявления координационных способностей у лиц с нарушением слуха / Г.И. Дерябина, В.Л. Лернер, А.С. Филаткин, Я.В. Платонова, Т.А. Селитреникова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 4. – С. 40-43.

7.                  Соломонова, Л. А. Совершенствование координационных способностей детей c нарушениями слуха при помощи специальных комплексов упражнений по настольному теннису / Л.А. Соломонова, Р.И. Платонова // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2016. – Т. 11, № 3 (15). – С. 33-39.

8.                  Степанов, С.В. Единоборства как средство развития личности / С.В. Степанов, Е.В. Головихин. – Екатеринбург: ООО Универсальная Типография «Альфа Принт», 2018. – 649 с.

9.                  Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

10.              Butterfield, S.A. Physical education and sport for the deaf: Rethinking the least restrictive environment/ Butterfield S.A. //Adapted Physical Activity Quarterly. – 1991. – 8. – pp. 95-102.

11.              Hertz, P. Koordinacni Schopnosti Deti. Bd. 1, Aufl. 1 / P. Hirtz. – Praga : Univerzita Karlova, 2005. – 224 p.

12.              Peer, J.W. Stress and Resilience for Parents of Children With Intellectual and Developmental Disabilities: A Review of Key Factors and Recommendations for Practitioners / J.W. Peer, S.B. Hillman // J. Policy Pract. Intellect. Disabil. – 2014. – Vol. 11, № 2. – Pp. 92-98.

13.              Raczek, J. Ksztaltowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci mo-torycznych / J. Raczek, W. Mynarski, W. Ljach. – Katowice: APE Publ., 2003. – 237 p.

14.              Stewart, D. A. Sports and the deaf child/ Stewart, D. A., & Ellis, M. K. // American Annals of the Deaf. – 2005. – 150(1) – pp. 59-66.