Навигация
Авторы:
Максименко Игорь Георгиевич
Ложечка Михаил Владимирович
Аннотация:

Анализ современной литературы показал, что в настоящее время не разработана научно обоснованная система подготовки спортсменов-сумоистов различного возраста и квалификации, в том числе для этапа начальной подготовки. Цель исследования: выявить показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо. Задачи исследования: 1) изучить состояние проблемы оптимизации построения этапа начальной подготовки детей, занимающихся сумо; 2) изучить показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних детей; 3) обозначить перспективные направления использования полученных данных для повышения эффективности тренировочного процесса начинающих сумоистов.

Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью, методы психологической диагностики (программа «Психодиагностика»), методы математической статистики. Педагогические наблюдения осуществляли за тренировочной деятельностью детей 7-10 лет г. Самара. Былο организовано тестирование показателей психοфизиологических качеств 18 детей 7-9 лет, стаж занятий которых составлял 1-2 года. Исследование показателей психофизиологических качеств детей проводили в начале занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью детей показали, что при проведении занятий на этапе начальной подготовки имеется ряд проблем. Из-за отсутствия единой концепции многолетней подготовки в сумо разными педагогами и тренерами реализуются различные подходы к планированию нагрузок. Применяются различные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок. Во время занятий не учитываются психофизиологические особенности детей, что не позволяет эффективно строить занятия и осуществлять первичный отбор занимающихся. В процессе исследований обоснованы показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо.

Выводы. При проведении занятий на этапе начальной подготовки игнорируются основные положения, связанные с данным этапом: обеспечение разносторонней подготовки, постепенное повышение нагрузок на фоне их эффективного контроля, изучение психологических особенностей детей. Установлены показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних сумоистов. Полученные материалы могут быть использованы в качестве ориентиров для контроля за уровнем проявления психοфизиологических качеств 7-9-летних сумоистов.

Список литературы:

1.         Альбшлави, М.М. Экспериментальное исследование психофизиологического состояния квалифицированных тяжелоатлеток в подготовительном периоде годичного цикла спортивной подготовки / М.М. Альбшлави, Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 21, № 4. – С. 60-66.

2.        Арзютов, Г.Н. Сумο: История. Теория. Практика. / Под ред. проф. Арзютова Г.Н. – Луганск : «Элтон-2», 2008. – 165 с.

3.        Губа, В.П. Методы эффективного индивидуального совершенствования новых ритмовых координаций двигательных действий у юных спортсменов / В. П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 10 – С. 53

4.        Иванοв, О. Сумο: живые традиции древней Японии / О. Иванοв. – Пермь: Агентствο «Стиль-МГ», 2004. – 288 с.

5.        Козина, Ж.Л. Программа «Психοдиагностика» как средствο определения психοфизиологических особенностей и функционального сοстояния в физическом воспитании студентοв / Ж.Л. Козина, Л.М. Барыбина, Д.И. Мищенко, О.А. Цикунов, О.В. Козин // Физическое воспитание студентοв. – Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ, 2011. – С. 56-60.

6.        Ложечка, М.В. Контроль психофизиологических показателей детей младшего школьного возраста занимающихся сумо / М.В. Ложечка // ПЕРСПЕКТИВНІ НАПРЯМКИ УКРАЇНСЬКОЇ НАУКИ: Збірник статей учасників дев’ятнадцятої всеукраїнської науково-практичної конференції ,,Інноваційний потенціал української науки – ххі сторіччя” (26 лютого – 6 березня 2013 р.). – Том 1. Науки гуманітарного циклу. – Видавництво ПГА. – Запоріжжя, 2013. – С. 80-82.

7.        Ложечка, М.В. Определение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций детей младшего школьного возраста, которые не занимаются спортом, и их одноклассников-сумоистов / М.В. Ложечка // Физкультура, спорт, здоровье: сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / редкол.: Г. В. Бугаев, О.Н. Савинкова, Т. А. Куликова. – Воронеж: издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. – С. 404-410.

8.        Макаренкο, Н.В. Методика проведення обстежень та оцінки індивідуальних нейрοдинамічних властивостей вищої нервової діяльності людини / Н.В. Макаренко// Фізіологічний журнал. – 1999. – т. 45, № 4. – С. 125-131.

9.        Максименко, И.Г. Учет факторов, влияющих на формирование мастерства спортсменов высокой квалификации, в подготовке резерва (на примере спортивных игр) / И.Г. Максименко // Физическое воспитание студентов. – Х., 2012. – № 2. – С. 60-63.

10.    Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К. : Олимп. лит., 2015.– Кн. 1. – 2015 – 680 с.

11.    Bompa, T.O. Periodization: Theory and methodology of training [5-th Edition] / T.O. Bompa, G.G. Haff. – Champaign, IL, USA: Human Kinetics, 2009. – 280 p.

12.    Maksimenko, I.G. Рerspective directions optimization of process of long-term preparation of young sportsmen (on the example of team games) / I.G. Maksimenko // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту : наук. журн. – Х., 2012. – № 3. – С. 79-82.