Навигация

Статья

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Визитей Николай Николаевич
Доктор философских наук, профессор
Образовательная организация: Государственный университет физического воспитания и спорта Молдовы; Кишинев, Республика Молдова
Манолаки Вячеслав Григорьевич
Доктор педагогических наук, профессор
Образовательная организация: Государственный университет физического воспитания и спорта Молдовы; Кишинев, Республика Молдова
Аннотация:

Олимпийское образование предполагает усвоение человеком на теоретическом и деятельно-практическом уровнях идеи олимпизма, которая в Олимпийской хартии трактуется как философия жизни, ориентирующая человека на всестороннее и гармоничное развитие. Однако конкретные пути достижения данной цели не определены здесь в должной мере.

Методы и организация исследования. Данная публикация является попыткой в рамках философского и культурологического анализа углубить концептуальное понимание спорта в контексте рассмотрения общих представлений о спортивном противоборстве в Древней Греции.

Результаты исследования. Культуру Греции справедливо называют агональной – грек целенаправленно утверждает себя в межличностных отношениях в рамках индивидуального, акцентированного внешним образом соперничества, которое понимается при этом как ситуация, лежащая в основании мира. Существенно, что спортивное соревнование для грека есть высший вариант агональности. Оно обнажает сущность человека, определяет меру истинности той философии успеха, которой привержены соревнующиеся.

Заключение. Современный спорт отличается от греческого. Вместе с тем в основе своей он тот же высший тип агональности, полномасштабно представленный в своей предельно реалистичной форме – как непрестанная борьба с двусмысленностью человеческого бытия, самореализации личности. В этом качестве он способен проявить себя как эффективное средство повышения мировоззренческой компетентности человека, действенный фактор преодоления противоречий межкультурного взаимодействия.

Спорт – это концентрированное выражение правды человеческой жизни, усвоение которой и есть олимпийское образование в его высшей форме.

Список литературы:

1. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. – М. : «Добросвет», 2009. – 387 с.

2. Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. – М. : Академический Проект, 2009. – 261 с.

3. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П.Кубертен. – Киев : Олимпийская литература, 1992. – 180 с.

4. Мамардашвили, М. Картезианские размышления / М. Мамардашвили.– М. : Прогресс, 1993. – 352 с.

5. Новак, И. Спорт и религия в Америке. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http//archive.svododa.org/programs/otv.2004/obt.120504.asp/ - 12 c.

6. Ницше, Ф. Философия в трагическую эпоху /Ф. Ницше. – М. : Наука, 1994. – 280 с.

7. Ницше, Ф. Цит. по: Хайдеггер М. Европейский нигилизм / Ф. Ницше // М. Хайдеггер Время и бытие. – СПб.: Наука, 2007. – С. 87-244.

8. Олимпийская Хартия (в действии с 7 июля 2007 г.). – Международный олимпийский комитет. – Лозанна /Швейцария. – 46 с.

9. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Пиндар. – М.: Наука, 1980. – С. 5-226.

10. Тиллих, П. Мужество быть / П. Тиллих // Избранное: Теология культуры. – М. : Юрист, 1995. – С. 7-131.

11. Хайдегерр М. Наука и осмысление // М. Хайдеггер Время и бытие, СПб.: Наука, 2007. – С. 330-350.

12. Ясперс К. Коммуникация / К. Ясперс // Краткая философская энциклопедия. – М. : Прогресс. – С. 216-217.

13. Coubertin P.Comus-toi toi-meme /P. Coubertin //Excelsior/ 23 august, 1915. P.24-31.

14. Nissiotis N.Philosohy of Olimpism //Report of the 18 Session of the IOA. – Athens, 1979. – P. 170-178.