THE MAIN TENDENCIES OF SPORTS INFLUENCE ON PERSONALITY


Визитей Николай
доктор-хабилитат философии, профессор
n.vizit.n@mail.ru
Образовательная организация: Государственный университет физического воспитания и спорта Молдовы

Ключевые слова: спорт как социально-культурный феномен; соревновательное отношение и его все- общий характер; спорт и личность: методология анализа проблемы; мировоззренческая компетент- ность спортсмена; волевые качества спортсмена; раннее социальное признание и личностная зрелость спортсмена.

Аннотация: Публикация посвящена проблеме влияния спорта высших достижений на личность. Отмечается, что мно- гие аспекты данной проблемы остаются всё ещё недостаточно прояснёнными, что проявляется, в частно- сти, в том, что общие оценки воспитательного потенциала спорта в настоящее время являются крайне не- однозначными и обычно лишены концептуальной аргументации, носят исключительно констатирующий характер. Показано также, что главная причина этого заключается в недостатках используемой при анализе методологии. Результирующий характер формирующих воздействий спорта и их разноплановость обычно связывают со спецификой обстоятельств, в которых спорт находится в том или ином случае, а не с сущност- ными особенностями спорта как такового. Подчёркивается, что главным фактором воздействия спорта на личность является его соревновательный характер. Формулируется суждение, что соревновательное отно- шение универсально, что оно является сущностным актом процесса самоидентификации и самореализа- ции человека. Показано также, что оно внутренне противоречиво: в нём присутствуют и активно сопряга- ются два базовых стремления человека – к индивидуализации и к соучастию. Отмечается, что спортивное состязание обостряет, актуализирует оба данных стремления и ставит человека перед необходимостью их сопряжения, что создаёт крайне напряженную нравственно-психологическую ситуацию. Воспитательный потенциал спорта связан прежде всего с тем, что он даёт возможность развития и совершенствования спо- собности человека к осуществлению указанного сопряжения. Однако в полной мере это имеет место лишь в том случае, когда спортсмену открыта глубинная суть спорта как социально-культурного феномена и когда он внутренне ориентирован на развитие и реализацию указанной способности как на важнейшую задачу самоутверждения. Наиболее непосредственным выражением данной ориентации выступает вос- приятие спортсменом принципа честного соперничества как высшей ценности. В противном случае воз- никает тенденция к тому, чтобы человек стал субъектом одного из названных стремлений, что делает его поведение либо активно-агрессивным (в случае, когда его ориентация на созидательное соучастие в общем деле утрачивается), либо пассивно-инфантильным (когда потребность в индивидуализации оказывается ослабленной). Спорт даёт человеку возможность значительно повысить свою мировоззренческую компе- тентность, обогащает его опыт адекватного поведения в ситуации, составляющей процессуальную основу человеческого бытия. Вместе с тем полномасштабно это случается лишь в ситуации, когда человеку понятен внутренний смысл спорта и когда он в своих действиях утверждает этот смысл. Рассматривается вопрос о волевых способностях спортсмена. Показано, что их характер непосредственно определён тем нравственно- психологическим содержанием, которое имеют проявления данных способностей.

Список литературы:

Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М. : Про-
гресс, 1983. – 238 с.
2. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня
/ Й. Хейзинга. – М. : Прогресс, 1992. – 343 с.
3. Nissiotis, N. (1979) Philosophy of Olympism / N.
Nissiotis // Report of the 18 Session of the IOA/ –
Athens, – P. 170-178.
4. Новак, М. Спорт и религия в Америке: [Электронный
ресурс] / М. Новак. – Режим доступа: http://archive.
svoboda.org/programs/otv.2004/obt.120504.asp/ –
12 c.
5. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П.Кубертен.
– Киев : Олимпийская литература, 1997. – 180 с.
6. Зинченко, В. Проблема объективного метода в
психологии / В. Зинченко, М. Мамардашвили // Во-
просы философии. – 1977. – № 7. – С. 112-119.
7. Визитей, Н. Социология спорта : учебное пособие /
Н. Визитей. – Киев : Олимпийская литература, 2005.
– 247 с.
8. Визитей, Н. Теория физической культуры: к кор-
ректировке базовых представлений (философский
анализ проблемы) / Н. Визитей. – Советский спорт,
2009. – 254 с.
9. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX
вв. Трактаты. Статьи. Эссе. – М. : МГУ, 1987. – 358 с.
10. Бахтин, М. К переработке книги о Достоевском /
М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М. :
Искусство, 1979. – С. 308-327.
11. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. – М. :
Республика, 1993. – 415 с.
12. Тиллих, П. Мужество быть // П. Тиллих // Избранное.
Теология культуры. – М. : Юрист, 1995. – С. 7-131.
13. Рикёр, П. Какого рода высказывания о человеке
могут принадлежать философам / П. Рикёр // О че-
ловеческом в человеке. – М. : Политиздат, 1989. – С.
308-327.
14. Тиллих, П. Мужество быть / П. Тиллих //Избранное.
Теология культуры .– М. : Юрист, 1995. – С. 7-131.
15. Коммуникация //Краткая философская энциклопе-
дия. – М. : Прогресс, 1992. – С. 216-217.
16. Качуровский, Д. Социально-педагогические аспек-
ты развития современного спортивного плавания:
автореф. дис. … канд. наук по физическому воспи-
танию и спорту, по специальности 24.00.02: Олим-
пийский и профессиональный спорт / Д. Качуров-
ский. – Киев, 2014. – 46 с.
17. Ницше, Ф. Веселая наука. Злая мудрость / Ф. Ницше
– М. : Эксмер, 2007. – 528 с.

Визитей Николай – доктор-хабилитат философии, профессор Государственного университета физического воспитания и спорта Молдовы

Дорган Виорел – доктор-хабилитат биологии, профессор, проректор Государственного университета физического воспитания и спорта Молдовы

Показать полный текст