Современная теория физического воспитания


Столяров Владислав Иванович
доктор философских наук, профессор, директор Спартианского гуманистического центра
vstolyarov@mail.ru
Образовательная организация: ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма"

Ключевые слова: спорт, физическая культура, физическое воспитание, телесное (соматическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание, спортивное воспитание, общая теория, теория комплексного физического воспитания

Аннотация: В разработке современной теории физического воспитания, несмотря на определенные достижения, имеют место трудности и проблемы, господствует упрощенное, одностороннее понимание задач, форм и методов физического воспитания, не учитываются другие принципы диалектического метода, понятийный аппарат не удовлетворяет требованиям логики и методологии научного познания. Для преодоления этих недостатков автором разработана общая теория комплексного физического воспитания, согласно которой это воспитание представляет собой определенную педагогическую систему, включающую в себя три тесно связанных между собой элемента: телесное (соматическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание и спортивное воспитание. Ориентация на прагматические, гуманистические или иные ценности определяет различные модели комплексного физического воспитания и его компонентов. Эффективное решение задач этой интегративной педагогической деятельности предполагает использование комплекса соответствующих форм и методов, которые разработаны и применяются в различных странах.

Список литературы:

1. Борисенкова, Е. С. Занятия физической культурой как фактор преодоления асоциальных отклонений в поведении подростков / Е. С. Борисенкова, А. Я. Найн // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 4 (Том 5). - С. 38-44.

2. Заячук, Т. В.Формирование творческих способностей студентов с использованием средств хореографии и подвижных игр / Т. В. Заячук // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 3 (Том 4). - С. 48-54.

3. Иванов, И. В. Соматическое воспитание личности в образовательном процессе : монография / И. В. Иванов.- Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2007. - 144 с.

4. Кашуба, В. А. Организационно-методические основы мониторинга пространственной организации тела человека в процессе физического воспитания / В. А. Кашуба // Наука и спорт: современные тенденции. -2015.- № 3 (Том 8). - С. 75-89.

5. Коновалов, И. Е. Организационно-педагогические условия реализации диверсификации процесса физического воспитания музыкантов / И. Е. Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 3 (Том 4). - С. 38-47.

6. Латыпов, И. К. Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта / И. К. Латыпов // Наука и спорт: современные тенденции. -

2014.- № 3 (Том 4). - С. 29-37.

7. Лях, В. И. Обзор концепций, определяющих физическое воспитание в общеобразовательных школах Европы, - голландский взгляд / В. И. Лях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 6. - С. 2-5.

8. Найн, А. Я.,. Карпова О.Л. Методика формирования эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами / А. Я. Найн, О. Л. Карпова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014.- № 2 (Том 3). - С. 50-54.

9. Парфенова Л.А., Тимошина И.Н., Прищепа И.М. Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся / Л. А. Парфенова, И. Н. Тимошина, И. М. Прищепа // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 3 (Том 4). - С. 70-77.

10. Поспех Ежи. Состояние и статус физического воспитания в европейских странах / Ежи Поспех // Инф. бюллетень «Международный и зарубежный спорт: новости, политика, менеджмент, маркетинг». Вып. 3. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2001. - С. 15-34.

11. Столяров, В. И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта : Учеб. пос. для аспирантов и соискателей ГЦОЛИФК / В. И.Столяров. - М., 1984. - 99 с.

12. Столяров, В. И. Олимпийское образование и спарти-анская система воспитания / В. И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования : Сб. ст. - М. : Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. - С. 71-233.

13. Столяров, В. И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В. И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-62.

14. Столяров, В. И. Философия спорта и телесности человека : Монография. В 2-х кн. - Кн. 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека / В. И. Столяров. - М.: Издательство «Университетская книга», 2011. - 766 с.

15. Столяров, В. И. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания : Монография / В. И. Столяров. - Бишкек : Издательство «Максат», 2013. - 545 с.

16. Столяров, В. И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы) : Монография / В. И. Столяров. - Саратов : ООО Издательский центр «Наука», 2013. - 311 с.

17. Столяров, В. И. Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания : Монография / В. И. Столяров. - Саратов : ООО Издательский центр «Наука», 2013. - 204 с.

18. Столяров, В. И. Олимпийское воспитание: теория и практика / В. И. Столяров. - М.: ООО «Издательство «Национальное образование», 2014. - 416 с. (Библиотека Российского международного олимпийского университета)

19. Столяров В. И. Теория и методология современного физического воспитания: состояние разработки и авторская концепция : монография / В. И. Столяров. - К1ев : НУФВСУ, изд-во "Олимпийская литература", 2015.-704 с.

20. Футорный, С. М. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания: состояние вопроса и пути решения / С. М. Фу-торный, М. В. Дудко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - № 3 (Том 8). - С. 98-109.

21. Эндрюс, Д. К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии / Д. К. Эндрюс // Теория и практика физ. культуры.-1993. - № 1. - С. 46-48.

22. Crum B. A critical review of competing PE concepts // J. Mester (ed.), Sport sciences in Europe 1993 - Current and future perspectives. - Aachen: Meyer & Meyer, 1994. - P. 516-533.

23. Demel M. О trzech wersjach teorii wychowania fizycznego. - AWFw Krakowie, Krakow, 1990.

24. Hardman K. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context // Varnes J.W., Gamble D. & Horodyski M.B. (Eds.). Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. - Gainsville FL, University of Florida, 1995. - Р. 78-81.

25. Hardman K. Szkolne wychowanie fizyczne: przegled globalny // Kinesiology. - 2008. vol. 40(1). - P. 5-28.

26. Hardman K., Holzweg M. Comparative physical education // ICSSPE (Ed.), Directory of Sport Science (6th ed.):Champaign, 111. Human Kinetics, 2013. - Р. 233-238.

27. Holzweg M. Onofre M., Repond R.-M., Bumm K., Scheuer C. Physical education and school sport in Europe // International Sport Studies. - 2013. № 35(2). - Р. 47- 55.

28. Kirk D. Framing quality physical education: The elite sport model or sport education? Physical Education and Sport Pedagogy. - 2004. vol. 9 (2). - Р. 185- 195.

29. Korperkultur und Sport. Kleine Enzyklopadie. - Leipzig: VEB Bibliographische Institute, 1979. - 429 S.

30. Kosiewicz J. The Theory of Physical Education as a Practical Discipline // Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. Vol. 1. -Polish Scientific Publishers, 1987. - Р. 47-58.

31. Krawczyk Z. The Taking Shape of the Theory of Physical Culture in Poland // Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. Vol. 1. - Polish Scientific Publishers, 1987. - Р.19-30.

32. Kunicki Bogdan J. Spoteczne bariery recreacji fizycznej. - Warszawa, 1984. - 367 p.

33. Onofre M., Marques A., Moreira A.R., Holzweg M., Repond R.-M., Scheuer C. Physical education and sport in Europe: From individual reality to collective desirability // International Journal of Physical Education. - 2012. № 49(3). - Р. 17-31.

34. Osinski W. Teoria Wychowania Fizycyiego. - AWF w Poznaniu, Poznan, 1990.

35. Pawhicki A. Wychowanie j'ako kulturowa rzeczywistost. Na przykladzie wychowania do wartotci ciala. -Wydawnictwo Uczehuane AWF w Gdansku, Gdansk, 1992.

36. Physical Education for Lifelong Fitness - 2nd Edition - Physical Best Teacher's Guide - National Association for sport and PE (NASPE), 2005. - 344 р.

37. Rikard G. L., Banville D. High school student attitudes about physical education. Sport, Education and Society. - 2006. vol. 11(4). - Р. 385-400.

38. Volkwein-Caplan Karin. Fitness - The Global Sport for All? // Volkwein-Caplan Karin A.E. Culture, Sport and Physical Activity. - Oxford: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2004. - Р. 46-53.

39. Zielinski Konrad. Physical Education As Education To Sport For All. Personalistic Perspective // Kosiewicz J., Obodynski K. /eds./. Sport and Society. - Rzeszow, 2004. - Р. 137-144.

Сведения об авторах:

Столяров Владислав Иванович - доктор философских наук, профессор, директор Спартианского гуманистического центра

Показать полный текст